СКАЗАНО
— Для меня, моей работы павильон Беларуси значим в том плане, что когда‑то мы с Назарбаевым еще во времена Бориса Николаевича Ельцина очень жестко поставили вопрос перед Россией, чтобы ВДНХ была, как в Советском Союзе, чтобы там были представлены все республики… Чтобы эта ВДНХ была приведена в порядок и каждому был павильон. Так мы получили для Беларуси павильон…
Мне ведь важно, чтобы это было прибыльное мероприятие. Но еще важнее, чтобы там достижения страны были представлены. И самые высокие достижения, будь то продукты питания, одежда, техника или еще что‑то, продавались через ВДНХ, через наш павильон… Должны быть представлены наши продукты, которые мы производим, — от продуктов питания до техники. И реализованы, насколько это возможно. А также заключены контракты. Эффективность должна быть этого белорусского центра, за который я, подчеркиваю, боролся.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе совещания по совершенствованию рекламно‑выставочной деятельности и работы белорусского павильона на ВДНХ, 13 июня 2022 года.
— Для меня, моей работы павильон Беларуси значим в том плане, что когда‑то мы с Назарбаевым еще во времена Бориса Николаевича Ельцина очень жестко поставили вопрос перед Россией, чтобы ВДНХ была, как в Советском Союзе, чтобы там были представлены все республики… Чтобы эта ВДНХ была приведена в порядок и каждому был павильон. Так мы получили для Беларуси павильон…
Мне ведь важно, чтобы это было прибыльное мероприятие. Но еще важнее, чтобы там достижения страны были представлены. И самые высокие достижения, будь то продукты питания, одежда, техника или еще что‑то, продавались через ВДНХ, через наш павильон… Должны быть представлены наши продукты, которые мы производим, — от продуктов питания до техники. И реализованы, насколько это возможно. А также заключены контракты. Эффективность должна быть этого белорусского центра, за который я, подчеркиваю, боролся.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе совещания по совершенствованию рекламно‑выставочной деятельности и работы белорусского павильона на ВДНХ, 13 июня 2022 года.
Разложили по полочкам
Практически в любое время дня и любую пору года в павильоне «Республика Беларусь» людно. Будний день, выходной — не особо важно, была бы погода хорошей, рассказывают сотрудники белорусской площадки. Статус ВДНХ — крупнейшей выставки России — обеспечивает стабильный поток москвичей и туристов. Наполнение белорусского дома гарантирует уже покупки. Впрочем, так было далеко не всегда.Главный импульс развитию белорусского выставочного комплекса был дан Главой государства. Проводя в 2022 году совещание по совершенствованию рекламно‑выставочной деятельности и работы белорусского павильона на ВДНХ в Москве, Президент поручил переработать концепцию площадки с тем, чтобы выставить в центре российской столицы все лучшее из производимого в республике.
Эта работа была проведена в течение месяца, и уже во втором полугодии площадка заработала в новом формате. Провели реконструкцию всего внутреннего содержания, серьезно поработали с номенклатурой товаров, к концу года, помимо точек продажи промтоваров, открылся продовольственный магазин.
В офисной части выделена специальная фотозона для посетителей. Изменился и качественный состав представляемых товаров, говорит генеральный директор ЗАО «Белорусский торгово‑выставочный и информационно‑маркетинговый центр» Геннадий Романенко:
— Сегодня мы очень четко понимаем, что нужно сюда поставлять. Основой экспозиции у нас всегда были товары народного потребления, но в этом году мы начали прибегать к рекламе и других товаров. У нас здесь была выставлена и коммунальная техника на базе тракторов «Беларус», и наш автомобиль «Джили». Когда проходила выставка города Минска, широко была представлена продукция мотовелозавода: мотоциклы, велотехника и самокаты. То есть мы уже изменяем структуру нашего оборота и в перспективе будем и промышленные товары рекламировать. Пусть мы сами выгоды от этого не получаем, но исходим из того, что это работа на внешнеэкономический оборот наших предприятий.
Сегодня в белорусском павильоне якорный проект — магазин продуктов, отмечает Геннадий Романенко. Это абсолютный лидер среди всех точек павильона. Далее следуют магазины, продающие обувь, трикотаж, косметику — их результаты примерно на одном уровне. Выделяется, конечно, магазин «Первый», в ассортименте которого товары из проекта «Мерч Первого», считает он.
— Люди покупают, причем это люди разных возрастов. Молодежи много. Не знаю, может быть, на какие‑то тусовки они надевают эти вещи, но сказать, что здесь одна возрастная группа, например 60+, то такого нет. У меня самого гардероб прибавляется: и футболочки, и кепочки, сумочки для телефона там небольшие очень качественные есть, — говорит Геннадий Романенко. — Многие чиновники российские, когда здесь бывают, также без покупки не уходят. Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев приобретал, вице‑премьер правительства России Алексей Оверчук, когда здесь был, своей жене и детям купил футболки. И хотя это специфичный товар, он пользуется спросом у москвичей.
Представили в лучшем виде
Дополнительный интерес к белорусскому павильону вызвали презентации регионов нашей страны. С января по июль все области и город Минск получили по несколько недель для того, чтобы показать свой промышленный, культурный и туристический потенциал. Как итог — возросшие цифры посещаемости площадки.— На 15 — 20 процентов у нас количество посетителей в первом полугодии выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года, — приводит данные Геннадий Романенко. — По итогам 2022 года у нас посещаемость была 970 тысяч человек. В 2023‑м — немногим более 1,2 миллиона. В этом году мы идем уверенно на полтора миллиона посетителей. За первое полугодие нас посетили более 750 тысяч гостей, что подтверждает интерес к белорусскому павильону. При этом, если посмотреть отзывы в интернете, абсолютное большинство посетителей оценивает нашу площадку очень позитивно.
Именно Дни регионов подтолкнули и производителей, и руководство павильона к новым форматам сотрудничества. Машиностроители, продукция которых была выставлена на белорусской площадке, готовы вернуться с расширенным ассортиментом товаров. То есть павильон оформляется как структура, на ее площади можно делать бизнес.— Обратился филиал МТЗ в Могилевской области, который производит мелкую тракторную технику, настроен у нас на площадке снова выставить свои образцы. То же самое по автомобилям «Джили». Они у нас выставлялись в первых рядах, их консультанты работали здесь и по субботам и воскресеньям. Так что эффект определенный, надо полагать, эти производители от демонстрации своих товаров здесь получили, — считает генеральный директор ЗАО «Белорусский торгово‑выставочный и информационно‑маркетинговый центр».
До начала августа на белорусской площадке будет работать выставка, посвященная освобождению Беларуси, за ней пройдет презентация Свято‑Елисаветинского женского монастыря. Далее в центр павильона вернется макет Кургана Славы, а в витринах предполагается разместить экспонаты, демонстрирующие главные достижения белорусских регионов. На открытой площадке к самосвалу БЕЛАЗ и комбайну «Гомсельмаша» добавится самая большая шина производства «Белшины».
Площадка для бизнеса
В перспективе руководство белорусского павильона на ВДНХ видит свою площадку как средство рекламы белорусских туристических и медицинских предприятий. Потенциал этого места заслуживает того, чтобы павильон рассматривали как инструмент продвижения услуг на российский рынок, рассуждает Геннадий Романенко. Зачастую предприятия туристического сегмента считают, что достаточно создать свою страницу в интернете.Однако личные встречи в Москве с операторами, продающими туры в Беларусь, могут серьезно увеличить узнаваемость среди россиян и белорусских здравниц, и охотхозяйств, считает он:
— Несколько лет назад у нас Московская торгово‑промышленная палата проводила мероприятие, в ходе которого презентовался потенциал наших охотхозяйств. Приезжали представители бизнеса из Беларуси и на большом экране показывали свои возможности: где отдохнуть, где поохотиться в нашей стране и так далее. Необходимо развивать этот опыт.
«Второе направление — это медицинский туризм. Не секрет, что многие москвичи ездят в Беларусь лечить зубы. Если требуется серьезное вмешательство, гораздо выгоднее с точки зрения финансов и качества услуг поехать к нам в страну. И в сфере презентаций медицинских услуг мы тоже планируем себя раскрыть. При этом на первом этапе мы готовы работать с партнерами бесплатно, чтобы собрать аудиторию, которая поймет, что такая деятельность приносит доход», — говорит гендиректор ЗАО «Белорусский торгово‑выставочный и информационно‑маркетинговый центр».
korotkin@sb.by