О большинстве и меньшинстве
— В большинстве стран есть различные субкультуры, которые позиционируют свой вариант истории и свой вариант правды как единственно правильный. Допустим, в США апеллируют к двум разным традициям — Севера и Юга, но есть американский флаг, который определенным американским субкультурам не нравится, но, как это кому-то ни покажется неприятным, имеет значение не количество мнений, а процентное соотношение их сторонников.
- Почему же тогда бчб-флаг утвердили как государственный в 1991 году?
- Решение принималось Парламентом. А у абсолютного большинства граждан мнения никто не спрашивал.
Цифры референдума подтверждают, как ни странно, и недавние оппозиционные социологические опросы. Белорусская аналитическая мастерская в Варшаве, которую возглавляет профессор Вардамацкий, ныне профессор Варшавского университета, в 2018 году совместно с еще одной зарубежной командой провела социологические исследования в Беларуси. Согласно их данным, в 2018 году, то есть почти вчера, за бчб-символику (а это был общенациональный опрос) проголосовало всего 13,2 процента, за красно-зеленую - 69.4 процента. Но результаты этих исследований исчезли с сайта осенью прошлого года. Видимо, эта правда для оппозиционной субкультуры оказалась неудобной и ее «подчистили». Правда, остались скриншоты страниц.
Если наша оппозиция пытается доказать, что бчб-символика более подходящая, чем красно-зеленая, у них есть только один цивилизованный путь изменить ее – инициировать республиканский референдум, а прежде собрать оргкомитет и заручиться 450 тысячами голосов. Захочет большинство граждан страны поменять символику - так тому и быть. Как показывает история страны, подобные попытки были неоднократно, но безуспешны. В 2010 году Белорусский народный фронт грозился собрать за бчб миллион голосов, а не смог набрать и 450 тысяч, чтобы внести предложение в центральную избирательную комиссию. И современные опросы на интернет-платформах больше ста тысяч голосов за бчб-символику не набирают.
— Сторонники бчб-флага утверждают, что у него более древняя история. Мол, под ним сражались наши предки на протяжении столетий, а красно-зеленый появился только в СССР…
— Бчб-флаг действительно старше, чем красно-зеленый. Но отсчет его истории начинается не со времен Великого Княжества Литовского, как подают многие оппозиционеры, а с 1917 года, после Великой Октябрьской революции. Первоначально его хотели сделать белым — исходя из названия Белая Русь, но поскольку этот цвет был еще и цветом аристократии и капитуляции, а власть перешла к рабочим и крестьянам, добавили красного. Так что красная полоска на бчб-флаге символизирует кровь социалистической революции. Неудобный факт для оппозиции.
Исторический флаг как форма государственности в Беларуси был, как и у большинства славянских народов, красного цвета. Только значение цвета было другое — красный символизировал благородство, мужество, кровь Иисуса Христа. Наша самая древняя земля — Полоцкая — имела красную хоругву, на которой с одной стороны был изображен золотой лев, а с другой — Богородица. И ВКЛ имело красную хоругву, под которой побеждали наши предки на Грюнвальде и в других битвах. И при Речи Посполитой, объединившей ВКЛ и Корону Польскую, флаг продолжал оставаться красным: с одной стороны была изображена «Погоня», а с другой — Богородица. Поэтому, когда беглый экс-министр культуры заявляет, что бчб-флаг — исторический, это пробел в его образовании или попытка ввести других в заблуждение.
Не нужно путать флаг государства и бело-красно-белые флажки с красным крестом, которые мы видим в «Битве под Оршей» и на других картинах. Это не национальное отличие, а общеевропейская особенность. Такой символикой пользовались рыцарство и воинство — как православное, так и католическое — в самых разных странах. Если исходить из такой логики, то Грузия — тоже Беларусь, и грузинский флаг — это белорусский, и Грузию надо присоединить к Беларуси.
Мирные люди
— Какая философия заложена в красно-зеленом флаге?— Красно-зеленый флаг отражает мечту большей части белорусского народа о гражданско-политической нации, где все равны независимо от их этнической принадлежности, расы и вероисповедания. Их выбор — социальная справедливость, извечный белорусский «дабрабыт» и уважение всех возрастных поколений независимо от этнических корней. Большинство белорусов понимают восточнославянскую и белорусскую национальную идентичность, сохраняют свою культуру при уважении к русским, украинцам и всему, что нас связывает с этими народами, начиная с момента христианизации, то есть с X века.
— Потому что большинство граждан нашей страны впервые увидели бело-красно-белый флаг именно во время оккупации в Шклове, Кричеве, Могилеве, Белыничах и других городах, где действовали белорусские коллаборационисты. Бчб-флаг создал порядочнейший человек Клавдий Дуж-Душевский, спасавший евреев на войне. Но он и подумать не мог, как его детище будут использовать во время оккупации. Любой символ меняется во времени и пространстве, приобретая как позитивные, так и негативные коннотации. Как когда-то свастика не несла никаких негативных смыслов, символизируя солнце, а когда ее взяли на вооружение нацисты, приобрела страшное значение. Так и бчб-флаг замарал себя позорными действиями во времена ВОВ — сотрудничеством с гитлеровцами и уничтожением земляков.
Коллаборационисты праздновали 22 июня как великий праздник освобождения. Я сам видел фотопленку, на которой его с размахом отмечали коллаборационисты — маршировали на параде рядом с немецкими танками, развернув бело-красно-белые флаги. 39 гренадерских батальонов и шесть саперных Белорусской краевой обороны официально ходили под бчб-флагом в карательной операции «Корморан» в мае 1944 года: жгли деревни, убивали родственников партизан. В Нюрбергском процессе деятельность коллаборационистов была признана преступной. И если сейчас оппозиция поднимает бчб-флаг, то она идентифицирует себя со своими предшественниками.
Неудивительно, что при жизни людей, которые были свидетелями деятельности коллаборационистов, бчб-флаг никак не мог стать государственным. До 1991-го его ни одного дня не применяли в качестве государственного символа. И когда это произошло, в обществе возник протест. Ветеранские организации отказывались возлагать венки к памятникам под бчб-флагом, под которым белорусы уничтожали белорусов, и в итоге обратились к Президенту, который провел референдум.
— А с гербом «погоня» та же история? В интернете гуляет информация, что его наряду с бчб-флагом могут признать экстремистским символом.
— Здесь важно определиться, о какой «Погоне» идет речь. Есть герб «Погоня» как один из важнейших символов нашей страны, ее историко-культурная ценность. Варианты такого герба использовались на геральдических щитах наших городов, начиная с первых изображений с XIII до XX столетия. Такой символ отражен на флаге Витебской области, историческом гербе города Могилева, других геральдических символах, в том числе связанных и с военной традицией, нашей белорусской армией.
Есть отдельные варианты герба «Погоня», созданные в XX веке. К ним относится и тот, что впервые создан в 1991 году и утвержден как государственный. Его прообразом является герб Великого князя Литовского и Короля Польского и Литовского Ягайлы с изменением некоторых цветов и деталей.
Эти изображения никто не собирается запрещать. А вот нацистский вариант герба «погони», который был утвержден Вильгельмом Кубе 27 июля 1942-го, стоит включить в список экстремистских символов. Им сегодня пользуются современные белорусские нацисты.