Прогулялись по складам самой большой костюмерной Беларуси

Нарядная сокровищница

На складах киностудии «Беларусьфильм» захватывает дух — здесь хранятся десятки тысяч костюмов. Каждая вещь засветилась в какой‑то киноленте: серый костюм Николая Караченцова из «Белых рос», маленькая курточка Димы Иосифова, сыгравшего Буратино, шикарное платье Валентины Шендриковой из «Дикой охоты короля Стаха». Интересно? Так прогуляемся вместе!

Специалист производственного отдела Мария Ставрос.

Наряды в три яруса

Стать нашим экскурсоводом любезно согласилась Людмила Соколова, начальник цеха подготовки съемок. Она, кажется, знает каждый уголок киностудии. С ходу и без запинки может рассказать о любой картине.

Женские и мужские костюмы, обувь и головные уборы, мебель — все склады разделены по категориям и находятся в разных помещениях. В просторных холлах собрано все богатство, которое когда‑то попадало в кадр. А с момента основания киностудии выпущено, на минуточку, более 600 только художественных кинофильмов. Но вещи продолжают жить: их берут на съемки фильмов, фотосессии, на государственные праздники — для создания определенного антуража. Более того, с каждым годом коллекция расширяется — для новых картин отшиваются уникальные костюмы, создается нужный реквизит.


Первым делом, конечно, мне захотелось взглянуть на женские костюмы. Людмила Соколова открывает железную дверь — и мое сердце замирает. Огромный зал, напоминающий стадион, заполнен платьями и костюмами из разных исторических эпох. Пышные кринолиновые юбки, рубашки с белорусской вышивкой, роскошные парчовые лифы, пестрые русские сарафаны, униформы — здесь можно найти все что угодно! Наряды расположены в три яруса, каждый стеллаж в высоту 4 метра. Чтобы добраться до некоторых позиций, работнику приходится включать специальный подъемник, который возносит его на приличную высоту. Все элементы одежды систематизированы — развешаны строго по категориям.

— Посмотрите, сколько у нас белорусских костюмов — от аутентичных до стилизованных, — показывает Людмила Владимировна. — Например, этот стеллаж заполнен настоящими белорусскими платьями да рубахами из холщовой ткани. Когда снималась картина «Люди на болоте», режиссер Виктор Туров ратовал за то, чтобы все в фильме было настоящим: деревня, одежда, обувь, еда. Даже избы у полешуков покупали, а одежду и обувь искали по сундукам.

Костюмы из сказки

На некоторых экспонатах замечаю бирки с указанием года выхода фильма, фамилий режиссера, художника по костюмам и актера, который облачался в наряд. Людмила объясняет:
— Это золотая коллекция киностудии. На съемки не сдаем — костюмы ценны для нас как память. Есть среди них дорогие — из‑за ткани, узоров и кропотливой работы. Например, для картины «Черный замок» пошили платье из шелка с эффектной вышивкой. Оно надевалось только на сцену казни и в кадре было считаные минуты.
Еще один роскошный экспонат — платье, которое было на героине в «Дикой охоте короля Стаха». Изготовлено из тяжелого бархата, украшено серебристой парчой и пайетками (их пришивали вручную). Ему уже почти 50 лет, а кажется, сделано только вчера. Невозможно не заметить красное платье Елены Борзовой из фильма «Шляхтич Завальня». Актриса была очень хрупкая, а бархатное облачение поди подними — тяжелое.


В золотой фонд киностудии входят и вещи на первый взгляд неказистые. Их ценность не в ярких деталях и пышной драпировке, а в безграничной зрительской любви к картине. Например, красный в белый горошек сарафанчик Лены из фильма 1959 года «Девочка ищет отца». Людмила Соколова кончиками пальцев бережно проводит по ткани:

— До сих пор мурашки от этой картины — люблю ее за доброту. Для маленькой главной героини тогда сшили три одинаковых наряда с расчетом, что ребенок может вырасти, а сарафанчик испачкаться.

К раритетным нарядам здесь относят и облачение лисы Алисы из «Приключений Буратино». Людмила Соколова рассказала до боли пронзительную историю: актриса Татьяна Проценко, сыгравшая девочку с голубыми волосами, до смерти берегла знаменитое голубое платье Мальвины, которое ей подарил Нечаев. На «Беларусьфильме» хранится точная копия оригинала — наши художники по костюмам специально ездили в Москву в гости к Татьяне Анатольевне, чтобы создать идентичное платьице, напоминающее крылышки бабочки. Есть здесь и известный парик — правда, сильно обветшавший и потерявший былой насыщенный цвет. Но это далеко не вся история, Людмила приглашает на склад мужской коллекции:
— У нас до сих пор хранится миниатюрная курточка Буратино — посмотрите, какая крошечная, хотя актеру на тот момент было десять лет. Сохранилась известная куртка папы Карло, костюмы Карабаса‑Барабаса, Арлекино, трактирщика и прекрасный наряд Пьеро. Да‑да! Перед вами те самые настоящие костюмы из сказки.

 А теперь заходим на склад военной одежды — и сразу вспоминаются ленты «В августе 44‑го...», «Иди и смотри», «Брестская крепость». В запасниках хранится более 20 тысяч вещей: от старинных до современных. И даже целый стеллаж с солдатским нательным бельем. Где вы еще в одном месте увидите кайзеровский шлем, папаху времен царской армии, мундир XVIII века из фильма «Дубровский» и генеральскую форму из «Днепровского рубежа»?

Семь раз отмерь

Швейный цех — место, где творят историю: изготавливают костюмы для кино и театральных подмостков. Процесс создания костюма длительный и сложный. Это кропотливая и трудоемкая работа, особенно если планируют снимать историческую картину, подчеркивает Людмила Соколова.  
Прежде чем приступать непосредственно к пошиву, модельеры днями сидят в интернете, в библиотеке, ищут архивные снимки, чтобы точно передать детали и не наделать ошибок — они в кадре будут видны.  

 От создания эскиза до воплощения идеи может уйти немало времени.

Художник‑модельер Нина Кудинович шутит, что за годы работы ей часто приходилось обнимать известных людей. Ведь именно она снимает мерки, а потом и шьет изделия для популярных актеров и актрис. Кстати, Нина Валерьяновна была одной из тех, кто отшивал умопомрачительные наряды культовых «Стиляг».

Нина Кудинович.

— На снятие мерок чаще приезжают к нам, но случалось, что и в другую страну ездили. А как‑то был случай, когда мы шили одежду на Станислава Садальского по телевизионному образу. Волновались — не передать! А костюмчик как влитой сел. Все думают, что у медийных персон вздорный характер, но они обычные люди. Хотя работу действительно иногда приходится переделывать. У режиссера может поменяться концепция — и тогда надо вносить коррективы: от незначительных до полной смены модели.

Хранитель склада

Любопытно, что на каждом складе есть хранитель, отвечающий за каждую единицу на своей территории. Только что кладовщик Александр Слободянюк принял с десяток старинных факелов — их привезли со съемочной площадки, так что скоро мы увидим их в какой‑то картине. Склад реквизита особый: здесь можно потеряться, как в большом музее. Но не из‑за значительных площадей, а от разнообразия экспонатов. Кибитка из «Фактор.by» соседствует со скелетом Васей (его здесь так прозвали в шутку) из «Черного замка».

Александр Слободянюк.

— Сейчас покажу раритет, — подмигивает Александр Викторович. 
— Вот гармонь Караченцова, на которой он играл, сидя в гнезде аиста. Если нажмете в фильме стоп‑кадр, можете даже узор сличить. Для актера, боявшегося высоты, этот эпизод стал настоящим испытанием. С помощью подъемного крана его водрузили на дерево — на высоту шестого‑седьмого этажа. Его серый костюм тоже хранится у нас, в местном музее. А это деревянные куклы из фильма «Дикая охота короля Стаха», им уже больше 40 лет.
Александр Слободянюк снимает с вешалки железную кольчугу, и на его руках тотчас начинают играть мускулы:

— Тяжелая — около 16 килограммов! В ней снималась актриса в киноленте «Анастасия Слуцкая». Для дальних планов позволительно было надеть вязаный вариант, но крупные планы снимались через боль и преодоление.


Помимо одежды, обуви и головных уборов, в здании находится склад мебели, где хранится около 2 тысяч вещей из разных эпох: резные дубовые кресла, многостворчатые трехъярусные буфеты, столы и шкафы внушительных размеров. Некоторые из них закупались в частных коллекциях. Например, черный шкаф из мореного дуба привезли в Беларусь из Германии — страшно даже представить реальную стоимость этого произведения искусства.

— Вдохните запах, кладовщик Ирина Якубович открывает массивный сундук, украшенный резьбой, и в нос бьет яркий аромат можжевельника. — Это еще один ценный экспонат — снимался в фильме о Питере Пэне, стоял в комнате детей.  

Ирина Якубович.
На каждый предмет мебели у нас заведена специальная карточка, в ней прописано, в какой картине и когда снимался реквизит. Этот сундук запечатлен в десятках фильмов. Еще один популярный предмет интерьера — золотое кресло черепахи Тортиллы.
Есть здесь и столетнее зеркало, сильно помутневшее от времени. Из уст в уста передается поверье, что оно умеет исполнять желания, стоит только в него посмотреть. Нельзя не заметить строгий трон — в «Черном замке» он часто фигурирует в кадре. Ирина Михайловна по секрету рассказала, что трон пользуется большим спросом у декораторов, а соорудили его когда‑то из обычного стула.


Кстати, многие вещи после использования в кино приходится отдавать на реставрацию — здешние мастера приводят их в надлежащий вид. Что касается одежды, то после каждой съемки она обязательно отправляется в прачечную, где колдует Наталья Финская:

— Кладовщики привозят одежду на специальных больших тележках. Все вещи подписаны — важно ничего не перепутать. Видите, отправляю национальные костюмы, которые были на празднике города, в стиральную машину. Пару часов, и получим чистые, аккуратные наряды — в любом фильме не стыдно будет сняться.

Наталья Финская.

Пулемет товарища Сухова

Мало кто знает, что на киностудии есть настоящая оружейная. Так просто туда не попадешь: доступ на этот склад под особой охраной. Чтобы пройти сюда, надо приложить электронный пропуск и открыть железную решетку. За ней можно разглядеть автоматы Калашникова, винтовки Мосина, маузеры. Большинство оружия хранится под замком в высоких металлических сейфах. Здесь находится знаменитый пулемет, из которого товарищ Сухов стрелял по врагам в «Белом солнце пустыни». Нет, эту картину на «Беларусьфильме» не снимали, однако реквизит для нее собирали по всему Союзу. К слову, наряды и реквизит «Беларусьфильма» используют и зарубежные киностудии, например Азербайджана, Узбекистана, Казахстана. В 2018 году в «Беларусьфильм» обратилась американская телекомпания HBO. Создатели фильма «Чернобыль» хотели добиться максимальной аутентичности. Бюджет мини‑сериала наверняка позволял отшить все необходимое с нуля, но в этом случае важно было найти нужную ткань и лекала. Поэтому киношники арендовали около 2 тысяч предметов: военную форму, пионерские галстуки, халаты, ремни.

На уникальные склады, к слову, может попасть любой желающий — на киностудии проводятся экскурсии.


Дубль два

Почему для одной роли надо шить несколько костюмов


В швейном цеху «Беларусьфильма» изготавливают костюмы не только для кино, но и для театральных постановок. В спектакле иногда участвует два‑три состава актеров, поэтому костюмы шьются для каждого. Например, к спектаклю «Тот самый Мюнхгаузен» было пошито более 50 единиц. Случается, что только пошитый наряд необходимо состарить или испачкать. Скажем, форму героя надо испачкать кровью — и тогда реставраторы ее фактурят.

По Сеньке шапка, по Ереме колпак

На складе головных уборов и обуви «Беларусьфильма» хранится примерно 15 тысяч вещей


Колпаки, шляпы, кокошники, черевички всевозможных форм и размеров — глаза разбегаются. Например, башмаки, которые носил актер Николай Гринько, сыгравший роль папы Карло в фильме «Приключения Буратино». Иногда люди сами приносят какие‑то вещи на киностудию. Недавно подарили коробку обуви 70‑х годов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter