Пятьдесят второй театральный сезон Белорусский государственный академический музыкальный театр начнет в ритме чарльстона
23 и 24 сентября зрителей ждет первая премьера осени – оперетта «Герцогиня из Чикаго» знаменитого венгерского композитора Имре Кальмана. Это произведение, к слову, пока мало известно отечественному зрителю, в советские годы оно было запрещено цензурой. Но сегодня самая, пожалуй, танцевальная оперетта Кальмана возвращается на сцены театров всего постсоветского пространства – и белорусский музыкальный в этом плане не исключение.
Для постановки спектакля театр пригласил режиссера из Санкт-Петербурга, народного артиста России Юрия Лаптева. Примечательно, что это его первый визит в Минск и Беларусь вообще. Юрий Константинович не скрывает:
– Я совершенно очарован Беларусью, Минском, театром и людьми, с которыми встречаюсь здесь и с которыми имею счастье работать. И мне очень приятно, что свое знакомство со страной я начал именно с этого театра. Обычно я ставлю оперы и участвую в операх как артист. И, если честно, иногда устаешь от того, что там постоянно кого-то убивают, предают, сжигают, режут… Ну какая опера без того, чтобы, извините за сленг, там кого-нибудь не укокошили? А оперетта – это счастье, легкость, искристость. Ты все время работаешь с позитивом, великолепной музыкой, тонким юмором, элегантностью и лукавым прищуром, который просто необходим в этом жанре.
Перед тем как взяться за минский вариант «Герцогини из Чикаго», Юрий Лаптев посмотрел постановки других театров: из Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга.
– Изначально мы искали историю, которая может быть интересна, актуальна и понятна нынешнему зрителю. Все-таки от 1928 года нас отделяет большая историческая дистанция, в какой-то степени, возможно, неактуальна сейчас. Но именно этот спектакль, на мой взгляд, очень хорошо вписывается в современные реалии, – уверен режиссер.
Сюжет закручивается лихо: главная героиня, дочь «мясного короля» из Чикаго Мэри Ллойд уверена, что за деньги можно получить абсолютно всё. Она уже купила в Европе замок и титул герцогини, а теперь намерена заполучить наследного принца Шандора. Юрий Лаптев называет главную героиню стопроцентно американской акулой бизнеса:
– Она верит в доллар как в манну небесную, верит в то, что может купить принца и любовь. Но, когда эта «золотая Мэри» попадает в Европу, мы видим, как постепенно она начинает приобретать человеческие очертания, как ее душа начинает просыпаться, оттаивать. Да, сначала ей непривычно и страшно. Но постепенно это состояние проходит. И она понимает, что есть вещи намного ценнее денег.
Исполнительница главной роли Наталья Дементьева смеется: почувствовать себя американской миллионершей, конечно, приятно, но в реальной жизни выбор она все же сделает в пользу любви.
– Самое сложное в этой роли – как раз тот самый слом. Этап, когда из прагматичной акулы моя героиня превращается в женщину, впервые познавшую любовь. И эта вторая Мэри, конечно, мне намного ближе, – не скрывает артистка.
За хореографию в спектакле отвечает еще один приглашенный специалист из России, главный балетмейстер Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Владимир Романовский.
– У меня как у хореографа была интересная задача: «подружить» новые ритмы Америки 1920-х (чарльстон, медленный фокстрот, легкий джаз) с танцами Старой Европы: вальсом, чардашем. Таким образом, в этой истории появляется даже некий танцевальный конфликт. В сюжете оперетты это отчетливо видно, на этом в том числе строится конфликт между главными героями. Они сталкиваются если не лбами, то ногами точно. Но, кстати, сложнее приходится даже не главным героям, а актерам в амплуа простаков, потому что они вынуждены весь спектакль танцевать в определенном стиле.