Самая дорогая картина Бориса Гребенщикова стоит 25 тыс. евро

Налетай, не скупись, покупай живопись

Что можно купить за 25 тысяч евро? Например, простенькую квартирку в закрытом ЖК на берегу моря на севере Хургады, несколько платьев из гардероба Катрин Денев, созданных для нее кутюрье Ив Сен–Лораном, виски Macallan Lalique 60–летней выдержки... или картину Бориса Гребенщикова. Столько, по словам самого БГ, стоит самый дорогой из его холстов. Если вы (вдруг!) не знали, что лидер «Аквариума» пишет еще и картины, не удивляйтесь. Изобразительное творчество 65–летнего рокера до этого момента было известно лишь в узких художественных кругах Санкт–Петербурга, Парижа, Лондона и Нью–Йорка, где проходили выставки его работ. При этом сам Борис Борисович к своим живописным экспериментам относится с нескрываемой иронией: «Как только начну относить себя к художникам, мне будет прямая дорога в сумасшедший дом. В то, что вы милостиво называете живописью, я не вкладываю никакого смысла. Пишу, потому что мне это нравится. Я и картины свои продаю только потому, что это позволяет мне вкладывать деньги в записи «Аквариума».

Все доходы с продажи картин уходят, по словам БГ, на студийные записи «Аквариума».

Ну а для тех поклонников коллектива, которые не чувствуют в себе силы отдать 25 тысяч евро за рукотворный шедевр от лидера легендарной группы, наш Национальный художественный музей предлагает альтернативный вариант — созерцательный. До 10 марта в главной культурной сокровищнице страны будет экспонироваться серия живописных работ БГ под интригующим названием «Тотемы зимогоров».

В Минск выставка работ Бориса Гребенщикова приехала первый раз.

Выставка «Тотемы зимогоров» — это более 30 холстов, которые попали в Минск благодаря настойчивости научного сотрудника НХМ Дмитрия Солодкого. В прошлом году перед минским концертом «Аквариума» его лидер заглянул в музей — просто побродить по залам. Там его случайно и увидел Дмитрий, к слову, большой поклонник БГ. Подошел, представился, разговорились, познакомились — так случайная встреча положила начало большому проекту, который по стечению обстоятельств пришелся на первый месяц юбилейного для НХМ года. Генеральный директор музея Владимир Прокопцов, впрочем, уверяет, что все случайности отнюдь не случайны:

— Открытие выставки Бориса Гребенщикова в этот знаковый для нас год — еще одна возможность показать, что наш музей умеет мыслить креативно и нестандартно. Мы постоянно ищем новые формы, придумываем, как сделать так, чтобы в художественный музей пришли люди, которые по каким–то причинам никогда не пошли бы сюда.

Названия картин лиричны так же, как и тексты «Аквариума». 

А вот ответ на главный вопрос: кто такие зимогоры, готов дать уже сам художник. Борис Гребенщиков терпеливо объясняет всем и каждому:

— Это слово я взял из русской литературы XIX века. Зимогоры — это люди, которые так низко опустились по социальной лестнице, что перешли черту нищеты. Они не жили в обычных домах, а обитали где придется — иногда даже в пещерах или в других местах, созданных природой. При этом чувствовали они себя вполне неплохо — работали только тогда, когда есть необходимость выжить, и делали то, что им нравится. Мне кажется, их философия сходна с образом жизни группы «Аквариум». Мы никогда не раскручивались, наоборот, нас сначала не признавали, топтали, как сорняки, но так и не вытоптали. Мы стали только крепче.


Каждый посетитель, уверяет куратор выставки Дмитрий Солодкий, найдет в картинах что–то свое:

— Борис Борисович — большой романтик: закаты, рассветы, одинокие церквушки... Его картины лишены чьего–либо присутствия. Они не о технике и художественных приемах. Они — о мыслях, переживаниях, чувствах.

Для гостей вернисажа БГ сыграл мини-концерт.


«Тотемы зимогоров» — проект, который нужно не только смотреть, но и слушать. Специально к открытию выставки Борис Гребенщиков вернулся к привычному амплуа и записал ряд инструментальных композиций.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Борис Гребенщиков, музыкант, лидер группы «Аквариум»:

— Я начал писать картины примерно тогда же, когда и песни — в 1976 году. Работаю обычно между двумя и шестью часами утра — тогда, когда есть свободное время. Хотя дома бываю редко, всего 3 — 4 дня в месяц. Где–то, мне кажется, у меня даже есть домашние тапочки. Халат вот точно есть!

leonovich@sb.by

Фото БЕЛТА и Алексея СТОЛЯРОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter