Рост январского ВВП обеспечился ростом промышленности (+5,4 процента г/г), сельского хозяйства (+4,3 процента г/г), оптовой (+10,3 процента г/г) и розничной торговли (+9,9 процента г/г). Также выросли инвестиции в основной капитал (+3,3 процента г/г) за счет увеличения приобретения машин и оборудования (+36,4 процента г/г).
В январе прошлого года статистика зафиксировала падение ВВП на 5 процентов. Причем этот ключевой показатель экономики был меньше по сравнению со среднестатистическим годовым показателем в целом за 2022 год, который составил -4,7 процента. Но уже во втором квартале 2023 года данную тенденцию удалось преодолеть, и ВВП начал демонстрировать восстановительный рост. В результате работы экономического блока страны по итогам 2023 года ВВП превысил даже прогнозный уровень и составил 3,9 процента, или около 72 млрд долларов в эквиваленте.
Однако не время для самоуспокоения. В частности, реальный сектор экономики, который в целом в значительной степени явился драйвером роста ВВП в прошлом году и демонстрирует опережающий по сравнению с другими отраслями рост, и в начале текущего года по отдельным секторам показал отрицательную динамику. Потянули вниз информационные технологии, отрасли транспорта и связи, наметились негативные тенденции в строительстве. Вызывает определенное беспокойство и сфера предпринимательства. Вероятно, указанные факторы и сформировали замедление темпов экономического роста в начале текущего года. Повторюсь: за январь ВВП Беларуси вырос на 2,8 процента после почти 4 процентов роста в декабре 2023 года.
Со своей стороны так называемые «независимые» эксперты либерального толка ожидаемо интерпретируют последние статистические данные в негативном ключе и в очередной раз делают свои выводы, что «белорусская экономика еще осенью достигла потолка своих возможностей. Лишь искусственное накачивание роста Правительством, которое любой ценой стремилось выполнить планы, удерживало показатели у верхних границ». Правда, наши оппоненты опять ничего конкретного не предлагают, ограничиваясь традиционной мантрой о необходимости либеральных структурных реформ. Подразумевая под ними усиление роли невидимой руки рынка в целом в социально-экономических процессах в государстве и неизбежность масштабной приватизации госсектора.
Но иногда даже у них звучат здравые мысли. В частности, на одной из последних презентаций «независимые» эксперты отметили, что белорусская экономика даже в своем нынешнем виде может достичь показателя ВВП Беларуси в объеме 100 млрд долларов к 2025 году. Для этого надо лишь обеспечить среднегодовые темпы роста ВВП в размере 2,6 процента при уровне инфляции не более 6 процентов и стабильном курсе национальной валюты. Вместе с тем эти KPI даже ниже соответствующих прогнозных индикативных уровней, доведенных Главой государства для белорусского Правительства.
В заключение хотелось бы отметить такой существенный фактор, как наличие уверенного оптимизма у руководителей ведущих промышленных предприятий страны в части сохранения в обозримой перспективе траектории количественного и качественного роста белорусской экономики. Об этом свидетельствуют результаты конъюнктурных опросов этих руководителей, проведенных НИЭИ Минэкономики в январе текущего года. О сохранении либо увеличении спроса на промышленную продукцию сообщили 70 процентов респондентов. Большинство опрошенных (79 процентов) констатировали сохранение численности работников, 8 процентов — ее рост.
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, аналитик