На своем составе - в облако

Новые разработки для работников леса, окончание крупного международного проекта, создание собственного железнодорожного парка — с какими результатами «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» завершает год?
Беларусь заслуженно называют лесной державой: в среднем на одного жителя приходится чуть меньше гектара покрытой лесом площади. При этом ежегодно объемы посадки молодняка превышают объемы рубок, которые проводятся под потребности внутреннего рынка. А они в последнее десятилетие заметно выросли: деревообработка пережила масштабную модернизацию, но появление новых проектов разного калибра продолжается. Во многом уверенность в успехе у игроков отрасли определяется устойчивым развитием лесного хозяйства на всех этапах. Помогает лесхозам держать планку и отвечать на вызовы времени УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ».


Деньги — в дело

Предприятие более четверти века идет рука об руку с регулятором отрасли — Минлесхозом, и помогает решать ряд спе-цифических задач. Например, закрыть потребности в машинах, механизмах, оборудовании. Частично это удалось сделать благодаря реализации Проекта развития лесного сектора в Республике Беларусь, завершившейся в этом году. ­«БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» выступал как инструмент реализации между министерством и банками — проводил конкурсы по закупке техники и оборудования для подпрограмм. Напомним, для исполнения проекта Международный банк реконструкции и развития предоставил займ в размере 40,7 млн долларов, а Глобальный экономический фонд выделил более 2,7 млн долларов.

Одно из ключевых направлений проекта — создание «биофабрик» по выращиванию лесопосадочного материала с закрытой корневой системой. В стране построено четыре таких лесосеменных центра, суммарно они производят 20 млн штук посадочного материала в год.
За счет займов на протяжении последних шести лет шло в том числе техперевооружение отрасли. В частности, удалось механизировать уход за лесом — закупили машины, которые с минимальным вмешательством заходят в насаждение и проводят рубки ухода. Специалисты с гордостью отмечают, что такое оснащение мало у кого в мире есть.

Пожелания с мест слышат

Лесхозы сегодня наращивают объемы механизации, чтобы упростить работу человеку, ускорить заготовки, снивелировать вопросы обеспеченности кадрами на периферии. Часть парка и оборудования — от ведущих иностранных производителей. Сервисным обслуживанием занимаются специалисты «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ».

Большое внимание уделяется охране труда и здоровья работников леса. Так, специально для вальщиков разработали костюм, ткань которого позволяет в доли секунды при прикосновении остановить цепь пилы. Полностью от порезов ноу-хау не защитит, но предотвратит глубокие.

— При работе над костюмом консультировались с вальщиками, учитывали их пожелания — в итоге получился хороший, на наш взгляд, товар. Площадь защиты в костюме больше, чем у конкурентов, — отмечает заместитель директора УП  ­«БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» ­Александр Минчук.

Александр Минчук.
К слову, о защите. Для работников леса разработан и противоэнцефалитный костюм — ведь с клещами, которые порой не спят даже зимой, в силу спе-цифики приходится сталкиваться постоянно. При создании модели учитывали пожелания людей на местах. В итоге используется ткань достаточно плотная, пропитанная специальными веществами — их на дух не переносят клещи. Эти и другие товары можно купить на складе УП ­«БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» в городе Смолевичи.

Забрать и доставить своим вагоном

Еще одна важная функция предприятия — реализация заготовленной древесины крупным покупателям внутри страны. В их числе, например, Светлогорский ЦКК, «Кроноспан», «Пинскдрев», «Витебская лесопилка».

— Лесхозы больше нацелены на местных покупателей. Мы же работаем с крупными — чтобы их загрузить, нужно участие поставщиков сырья со всей страны. Например, Светлогорский ЦКК перерабатывает в год 2,5 млн кубометров древесины. Суточная потребность — 150 вагонов. Важно организовать доставку так, чтобы сырье поступало ритмично. Тогда производитель сможет четко и стабильно работать, эффективно организовать производство, вовремя выполнять контрактные обязательства, оставаться конкурентоспособным на рынке, — поясняет Александр Минчук. — Мы видим, что в последние годы потребление древесины в стране растет. Если крупные заводы 10 лет назад перерабатывали ее 60 тысяч кубометров в месяц, то сегодня — уже 700 тысяч кубов. В год сейчас выходит более 10 млн кубометров. А значит, надо грамотно организовывать поставки. Для решения этого вопроса у нас создан отдел логистики. Глядя на ситуацию, решили формировать собственный подвижной парк.

Чтобы гарантировать покупателям, что продукция придет вовремя, и наладить вывозку древесины из отдаленных районов, «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» приобрел собственный подвижной состав платформ — сегодня это выгодно для всех участников процесса.

— Параллельно обзаводимся и вагонами для перевозки пеллет. Наши зарубежные партнеры — а топливные гранулы преимущественно идут на экспорт — хотят быть уверенными в сроках поставок и качестве товара, знать, что никаких примесей в виде цемента или зерна не будет, — обращает внимание заместитель директора УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» Сергей Матюлин.

Сергей Матюлин.

Репутация и качество всегда в цене
Экспорт для предприятия играет немаловажную роль. По сути, перед нами единый оператор по продаже продукции лесхозов за рубеж. Благодаря этому страна выходит на внешние рынки с большим объемом предложения и может претендовать на более высокую цену сделок. 

К качеству лесной продукции вопросов не возникает. Поэтому покупатели с интересом ждут биржевых торгов. Но не всегда уходят удовлетворенными: в первую очередь перед лесхозами стоит задача обеспечить сырьем внутренний рынок. Все, что не перерабатывается внутри страны или пока остается невостребованным, предлагается иностранным партнерам.
Предприятием «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» разработан противоэнцефалитный костюм.

— Этот год весьма необычный в части спроса и цен на древесину и пиломатериалы по всему миру. Но неправильно было бы воспользоваться моментом и нарастить зарубежные продажи — стояла задача максимально насытить спрос внутри страны. Чтобы отечественные предприятия переработали наше сырье, выпустили продукцию с высокой добавленной стоимостью и выгодно реализовали ее. Поэтому по сравнению с прошлым годом по многим позициям в части экспорта в физических объемах в 2021-м мы упали. Выиграли благодаря высокой стоимости. При этом выполнили свои обязательства по долгосрочным контрактам — в работе именно по такому принципу мы сегодня заинтересованы. Ведь работу лесхозов и заводов не остановишь, она плановая. Да и мы в случае с длинными договорами могли бы предметнее строить планы, — подчеркивает Сергей Матюлин.

Взять те же пеллеты. Получаются они из низкосортного невостребованного сырья. Основные покупатели — за рубежом. По сути, они следят за новостями на нашем рынке и с нетерпением ждут запуска новых заводов — репутация надежных партнеров вселяет уверенность в том, что проблем на производстве не будет, а качество устроит. До конца года за рубеж будет ежемесячно уходить около 20 тысяч тонн гранул. В основном — в страны Скандинавии, Нидерланды, а также в Италию. Открылся рынок Польши, прорабатывается Словакия — там в числе потенциальных покупателей электростанции, сырье которым нужно круглый год.


Что касается еще одного экспортного направления — пиломатериалов, то эксперты спешат заверить: объем их отгрузки лесхозами не так уж велик (всего около 10 процентов от всех зарубежных поставок этого вида продукции). Здесь основной покупатель — Китай. Он берет пиломатериалы из низкосортной древесины, которая не полностью востребована внутри страны. Эту нишу решили занять, чтобы диверсифицировать западное направление работы. Туда пока идет 80 процентов продаж.


В планах предприятия — наращивать экспорт в Поднебесную, расширять парк подвижного состава, чтобы самим управлять поставками и максимально цифровизировать работу.

УНП 100994804
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter