НЦЭУ — о том, как в стране 12 лет развивалась электронная система взаимодействия граждан и государства

На рубеже цифровизации

Беларусь стала страной с высоким уровнем подготовки и достижений в сфере цифрового развития. Накануне об этом сообщил министр связи и информатизации Константин Шульган во время регионального форума по вопросам развития для СНГ в Астане. На протяжении долгого времени это подтверждают и высокие позиции нашей страны в ключевых рейтингах развития ИКТ-сектора. Немалую роль в этом сыграл и Национальный центр электронных услуг (НЦЭУ), который 19 марта отметил свое 12-летие. За это время работа НЦЭУ была направлена на создание возможностей для госорганов и организаций, бизнеса и граждан решать важные вопросы онлайн и в один клик.

Число е-сервисов непрерывно растет

Благодаря работе НЦЭУ в Беларуси создано и продолжает совершенствоваться электронное правительство. Также в организации занимаются широким спектром вопросов: развитием электронного документооборота, электронных архивов, оказанием государственных цифровых услуг на едином портале электронных услуг и оказанием госуслуг в службах «Одно окно». Развиваются и сервисы электронной аутентификации, в числе которых электронная цифровая подпись, биометрическая и облачная аутентификация, организуется работа межгосударственного взаимодействия с использованием механизмов доверенной третьей стороны. Кроме того, в НЦЭУ работают и над взаимодействием в рамках общего информационного пространства ЕАЭС.

Директор республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг» Роман Градусов сообщил, что к системе межведомственного электронного документооборота (СМДО) подключены более 16 800 абонентов, в неделю пересылается около 150 тысяч электронных документов.

Роман Градусов.
 
При этом к СМДО подключены не только все госорганы и организации, но и другие субъекты хозяйствования, оценившие доступность и удобство электронной коммуникации с таким огромным количеством контрагентов:

 — В прошлом году мы предложили новое решение по использованию электронного документооборота — и СМДО для небольших компаний, соответствующий сервис, появился в личном электронном кабинете на едином портале электронных услуг. Не выходя из личного кабинета, наряду с получением различных услуг можно организовать и юридически значимый электронный документооборот.

Говоря об электронной аутентификации, Роман Градусов обратил внимание, что с 1 июля 2014 года в Беларуси издано примерно 2 миллиона сертификатов открытых ключей проверки электронной цифровой подписи, ежедневно их количество увеличивается в среднем на 1500 единиц:

— Создана сеть из 44 точек оказания услуг на базе 12 регистрационных центров, где оказывают весь спектр услуг по регистрации пользователей, выпуску сертификатов открытых ключей, выдаче средств электронных цифровых подписей (ЭЦП) во всех областных, а также крупных районных центрах.

Он также акцентировал, что выпущено свыше 300 тысяч ID-карт с записанными на них сертификатами открытого ключа. Ежедневно выпускается около 300 ID-карт.


По словам главы НЦЭУ, темпы по переводу административных процедур и электронных услуг в цифровой формат постоянно увеличиваются:

— Если за 2022-й на белорусском едином портале электронных услуг появилось более 40 новых услуг, то в 2023-м — 277 новых сервисов — услуг и административных процедур. 

Не сбавляем темп и в текущем году — с января на портале уже размещено 34 новых сервиса в сфере социальной защиты, охраны природы, лесного хозяйства, фитосанитарного контроля, охраны культурных ценностей.

Роман Градусов подчеркнул, что сегодня на портале доступны для заказа свыше 560 электронных сервисов.

Единая точка доступа

Сердце единого портала электронных услуг (ЕПЭУ) — это личный кабинет пользователя. Начальник отдела электронной коммерции НЦЭУ Светлана Караневич акцентировала, что личные кабинеты на ЕПЭУ есть у каждого белоруса, сведения о котором внесены в регистр населения, активация личного кабинета происходит при первом входе в него:

Светлана Караневич.

— Мы постоянно работаем над тем, чтобы возможности данного кабинета увеличивались. Интерес к получению услуг онлайн у людей растет. Если в 2022 году через портал было оказано чуть больше 76 миллионов услуг, то за 2023-й — около 128 миллионов. В текущем году ежемесячное количество — 11,5 миллиона.

По ее словам, ранее в электронную форму было переведено более 120 административных процедур для граждан в сфере земельно-имущественных отношений — теперь можно, не обращаясь в уполномоченные органы, регистрировать договоры купли-продажи недвижимости, свои права на нее:

— Многие госорганы отказываются от понятия справок, выписок, свидетельств на бумаге. Например, Министерство экономики установило, что все лицензии находятся в едином реестре в электронном виде, а бумаги больше не выдаются. Все уже привыкли к такому порядку вещей и обращаются в реестр за информацией. По этому пути двигаются и другие госорганы, чтобы потихоньку уходить от понятия бумажных документов и обращаться к информационным ресурсам, в которых постоянно актуализируются данные.

Светлана Караневич также пояснила, что число административных процедур в стране сейчас составляет около тысячи единиц. Для НЦЭУ при этом важнейшей задачей остается их тотальная оцифровка.

Персональное окно услуг

В свою очередь заместитель директора по информационным технологиям РУП «Национальный центр электронных услуг» Егор Воронов отметил, что мобильное приложение «Е-Паслуга» для взаимодействия граждан с электронными кабинетами через ID-карту будет распространяться на большее количество операционных систем: 

Егор Воронов.

— Чтобы упростить процедуру авторизации по ID-карте и получить доступ к электронным услугам, НЦЭУ разработано мобильное приложение «Е-Паслуга», в котором считывателем является ваш мобильный телефон. Для использования приложения необходимы смартфон с функцией NFC и ID-карта. Приложите ID-карту к тыльной стороне смартфона, введите PIN 1 — и зарегистрируйте свой личный кабинет на «Е-Паслуге».

По словам Егора Воронова, защита передаваемых через мобильное приложение «Е-Паслуга» данных, в том числе персональных, обеспечена через терминальный режим работы с использованием криптографических преобразований в соответствии с регламентирующими стандартами страны:

— Стать пользователем приложения можно, не имея ID-карты, — авторизуйтесь по номеру телефона, e-mail, учетным записям в Google или Apple.


Также он обратил внимание, что мобильное приложение пока доступно для использования только физическими лицами и лишь для системы Android. Скачать приложение можно уже сегодня в Google Play и RuStore.

— В дальнейшем мы планируем распространение приложения и на другие операционные системы, в том числе и IOS. С момента запуска приложения — с 20 декабря 2023 года — зафиксировано более 3 тысяч его установок, — подытожил заместитель директора НЦЭУ по информационным технологиям.

Интеграция в цифре

Говоря о проектах с Россией, в НЦЭУ прокомментировали состояние дел в работе над признанием электронных цифровых подписей. Напомним, что Президент Александр Лукашенко 28 февраля подписал Указ № 72, которым одобрил проект соглашения с Россией о признании электронной подписи в трансграничном взаимодействии. Роман Градусов отметил, что работа на данном этапе ведется активно:

— Мы плотно взаимодействуем с российскими организациями. Уже работали над несколькими пилотными проектами по подписанию документов цифровой подписью, проверкой их при пересылке. В частности, что касается готовности инфраструктуры, то наша страна к этой работе готова. Весь вопрос был именно в юридическом регулировании. Как только будут определены четкие сроки вступления в силу этих решений, мы эти сроки будем соблюдать со своей стороны, — резюмировал Роман Градусов. 


kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter