Ставка на регионализацию
Мы являемся свидетелями того, как мировая политика и экономика переходят на новый этап развития. Боясь потерять выгоды от «высасывания» ресурсов из развивающихся государств, коллективный Запад во главе с Вашингтоном развернул кампанию по сдерживанию тех стран, которые посмели отстаивать свои собственные экономические интересы. Первой ласточкой подобной политики стала развязанная США торговая война против Китая в 2018 году.Все приличия были окончательно отброшены после начала специальной военной операции. Противники России осознали, что перед ними замаячила реальная угроза потери лидерства — причем не в отдаленном будущем, а уже сегодня. И они стали действовать. Против нашей страны был запущен беспрецедентный по своему масштабу маховик санкций. Начался прямой шантаж других стран, занимающих взвешенную, независимую позицию и продолжающих развивать взаимовыгодное сотрудничество с Российской Федерацией. Однако, пытаясь выдавить Россию из глобальной экономики, наши оппоненты, сами того не желая, ускорили и без того развивающийся процесс формирования новой парадигмы мироустройства.
Еще до СВО многие страны пришли к пониманию, что глобализация, проводимая исключительно в интересах очень ограниченного круга государств, — это путь в никуда. Это обусловило тенденцию к переходу от общемировых торговых альянсов в пользу создания региональных блоков. По этому пути, в той или иной степени, сегодня идут страны Азии, Латинской Америки и Африки.
В результате мы видим расцвет самых разнообразных проектов. На мировой арене гармонично сосуществуют ШОС, БРИКС, ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, инициатива «Один пояс — один путь», АСЕАН, СЕЛАК, МЕРКОСУР, Африканский союз — это лишь часть площадок, в рамках которых развивается сотрудничество стран, представляющих абсолютное большинство населения мира. Феномен разноскоростной интеграции — в том числе в рамках одной структуры — вовсе не новинка. К примеру, даже внутри Европейского союза функционирует зона евро, к которой присоединились не все его участники. И в этом нет ничего необычного. Каждая страна, основываясь на своих суверенных интересах, определяет объем и темпы сближения с другими государствами.
Сопряжение на пользу
Анализируя мировой опыт, можно сделать вывод, что сопряжение интеграционных блоков становится все более актуальной задачей. Не является исключением и наш регион. На постсоветском пространстве, помимо Союзного государства и Евразийского экономического союза, успешно развиваются и другие форматы — к примеру, Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности. Указанные структуры не противоречат друг другу, не вступают в конкуренцию, а наоборот — помогают странам решать более широкий спектр вопросов. Это утверждение справедливо и в отношении Союзного государства и ЕАЭС.Евразийский экономический союз создавался как объединение, преследующее вполне определенные экономические цели, а именно реализацию четырех свобод — передвижения товаров, услуг, финансов и человеческого капитала. Союзное государство же изначально задумывалось как более полноформатный проект, выходящий далеко за рамки чистой экономики.
Безусловно, в приоритетах деятельности этих двух структур имеются совпадающие направления. К примеру, в рамках Союзного государства и ЕАЭС важное место занимает энергетический блок, включающий в себя вопросы формирования единых рынков энергоносителей и электроэнергии. Отчасти пересекается и промышленный вектор — как на уровне «двойки», так и «пятерки» есть общее понимание о необходимости обеспечения технологического суверенитета, развития кооперационных проектов.
При этом имеются и различия: на политическом поле Союзного государства функционирует Парламентское собрание Союза Беларуси и России, успешно действует уникальная система межгосударственного взаимодействия, включающая Высший государственный совет, Совет министров и Группу высокого уровня. Особое внимание уделяется гуманитарной и региональной тематике. В ЕАЭС, с другой стороны, есть направления, которые отсутствуют в Союзном государстве. Так, «пятеркой» создан уникальный финансовый институт — Евразийский банк развития. Аналогичной двусторонней структуры у России и Беларуси попросту нет.
Полезный опыт
Может возникнуть другой логичный вопрос: не понижает ли проработка одних и тех же инициатив на различных площадках эффективность всего процесса? Уверен, что нет.Более того, наработки Союзного государства могут быть использованы и на уровне ЕАЭС.Об этом говорил Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко в рамках заседания Высшего Евразийского экономического совета 25 мая. Он, в частности, предложил использовать опыт реализации некоторых российско-белорусских инициатив при подготовке документов стратегического планирования Евразийского экономического союза. Полагаю, что от этого выиграли бы все.
Здесь стоит сделать небольшое отступление и сказать, откуда в целом возникает такое внимание к союзному строительству Беларуси и России. В первую очередь из-за тех успехов и конкретных экономических достижений, к которым мы пришли совместно с белорусскими партнерами, в том числе за последний непростой год. Во многом благодаря высокой динамике белорусско-российского взаимодействия удалось максимально сгладить негативные внешние факторы, в том числе и от введенных санкционных ограничений. Приведу лишь один пример: за счет рекордного роста белорусского экспорта в Россию (более чем на 40 процентов в 2022 году) республике удалось компенсировать от 40 до 50 процентов потерь от закрытия европейских рынков. Таких успехов нам удалось достичь всего за один год. Не это ли является одним из осязаемых результатов нашей интеграции?
При этом деятельность Союзного государства куда шире. Главная задача — это обеспечение роста благосостояния наших граждан. На это в том числе направлены реализуемые сегодня 28 отраслевых программ. Их цель заключается в тонкой и поэтапной настройке, сближении экономических систем двух независимых государств. Союз Беларуси и России реализуется по формуле «две страны — одна экономика», в основе которой лежит безусловный принцип взаимного уважения к суверенным интересам обоих государств. Именно это делает Союзное государство образцом интеграционного объединения XXI века.
Факт того, что Беларусь и Россия являются участниками как Евразийского экономического союза, так и Союзного государства, не означает, что у нашей страны имеются какие-либо ограничения по достижению аналогичного уровня взаимодействия с Арменией, Казахстаном и Кыргызстаном. Хочу подчеркнуть, что у России нет намерения сотрудничать с кем-то в ущерб другим. Для нас важно и дальше укреплять уже сложившиеся связи с армянскими, казахстанскими и киргизскими друзьями, с которыми нас связывают глубокие исторические и культурные узы. Как подчеркнул Президент России Владимир Владимирович Путин, выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета, взаимодействие стран «пятерки» неизменно выстраивается на принципах взаимной выгоды, учета интересов друг друга и с ориентиром на обеспечение устойчивого экономического роста и улучшение благосостояния жителей всех наших государств.
Россия вместе с Казахстаном и Беларусью стояли в 2010 году у истоков создания Таможенного союза, после присоединения наших армянских и киргизских партнеров был создан Евразийский экономический союз. Сегодня у стран «пятерки» есть уникальная возможность стать участниками нового этапа интеграции на евразийском пространстве.
Перед всеми нами история ставит амбициозные задачи, в частности, по построению и развитию новых интеграционных структур. Более того, такая цель отражена в Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Уверен, что сопряжение проектов ЕАЭС и Союзного государства может стать именно тем кирпичиком, который заложит основу Большого евразийского партнерства.