Собкор «СБ» в ЕС Инесса Плескачевская рассказывает, что обсуждают на 56-й конференции по безопасности в отеле Bayerischer Hof.
Если судить по первым дискуссиям на Мюнхенской конференции по безопасности, две тени нависли над Западом, угрожая, — Китай и новые технологии. В контексте дискуссий новые технологии в значительной степени снова означают Китай, так что угроза Западу, считай, одна, и имя ей — Китай. По крайней мере, с точки зрения Соединенных Штатов, а именно эту точку зрения озвучивала спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, это именно так.
Перед началом конференции я вспоминала о том, как в прошлом году с разными позициями и взглядами (порой диаметрально противоположными) один за другим на конференции выступили канцлер германии Ангела Меркель и вице-президент США Майкл Пенс, и задавалась вопросом: повторится ли ситуация в этом году? Хотя о том, что ни Меркель, ни Пенса в Мюнхене не будет, было известно.
В этот раз на одной сцене в дискуссии «Состояние демократии на Западе» сошлись спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси и председатель Бундестага Вольфганг Шойбле. Оба политические ветераны (чтобы не сказать «старожилы»: Шойбле 77, а Пелоси 79 лет), но, в отличие от Шойбле, Пелоси приехала в Мюнхен после одного из крупнейших политических поражений в своей карьере: импичмент президенту Дональду Трампу, который она так активно продвигала и поддерживала, не прошел. Начала почти с оправданий: «Мы привезли сюда большую делегацию не потому, что нам дома делать нечего, а чтобы продемонстрировать нашу приверженность мультилатерализму». Тут хотелось зааплодировать, подумав на секунду о том, что США, как минимум в лице Нэнси Пелоси, высказываются в поддержку многополярного мира. Но — показалось: «Допуск китайцев к установлению сети 5G будет означать победу автократии над демократией. Нужно создать другую совместную модель, которая сможет обеспечить наше демократическое будущее». Вот, оказывается, как. Если кто-то думал, что «технологии — это просто инструмент», как заявила в последующей дискуссии председатель Комитета по международным делам ВСНП КНР Фу Ин, тот ошибался. Технологии — большая политика, и то, что на Мюнхенской конференции в субботу, 15 февраля, будет выступать основатель социальной сети Фейсбук Марк Цукерберг, это только подтверждает.
Вольфганг Шойбле парирует: «Демократия — это одно, а экономическое процветание — другое. Будущее демократии определяется тем, сможет ли она обеспечить процветание в будущем мире».
Модератор дискуссии Иван Крастев осторожно уточняет у Нэнси Пелоси: «Компании, которые будут обеспечивать цифровизацию Европы, должны быть только американскими?» Нэнси Пелоси: «Международными. Мы не будем соревноваться только в области технологий, мы будем распространять демократические ценности с помощью технологий, давайте придадим это международный характер».
Германия, как и почти вся остальная Европа, в отличие от США, не закрывает доступ китайским компаниям, и, в частности, «Хуавэй», к сотрудничеству в этой области. Вольфганг Шойбле считает, что сети 5G — хороший пример: «Надо это обсуждать. Мы должны укреплять европейское сотрудничество не против кого-то, а чтобы оставаться актуальными, чтобы Европа и в будущем могла быть важным игроком. Иначе мы не угонимся за США и глобальным миром».
То, что Европа опаздывает в технологиях — факт. То, что может запаздывать не только в технологиях — угроза. Уже в следующей дискуссии «Беззападность на Западе: что мы защищаем?» канцлер Австрии Себастьян Курц признается: «В прошлом Запад был очень привлекателен. Но в прошлом все эти принципы шли рука об руку с экономическим ростом и благосостоянием. Сегодня времена изменились, и мы видим, что другие системы тоже могут добиться успеха. Китай может построить больницу за десять дней, а нам в Европе понадобиться десять дней только на то, чтобы обсудить этот проект. А потом на строительство могут уйти годы. Мы испытываем давление, поскольку мнение о нас снижается, особенно когда мы не можем сохранить уровень роста и поддержать уровень жизни». Никто еще на конференции не подходил так близко к утверждению о том, Европа проигрывает Китаю не только на уровне технологий.
«Мы понимаем, что такое сила технологий, — настойчиво продолжает Нэнси Пелоси. — Мы знаем, какие мощности стоят за «Хуавэй», и мы не хотим поддерживать государство, которое подавляет уйгурское население, приостанавливает развитие демократии в Гонконге. Я предупреждаю вас, мы должны очень осторожно двигаться по этому пути, если мы не хотим стать таким обществом, как Китай. И это я говорю, исходя из моего хорошего отношения к Китаю. Если вы (когда Нэнси Пелоси говорит «вы», она обращается к европейцам. — И.П.) хотите остаться миром со свободной информацией, сохранить принципы уважения прав человек, не подходите близко к «Хуавэй».
Ну что же, если кто-то стал думать, что американские демократы (Нэнси Пелоси) отличаются от американских республиканцев (Майкл Пенс, говоривший в прошлом году, что «нужно «следовать за США»), тот ошибался. Они могут спорить друг с другом, бороться друг с другом, но в том, что касается лидерства, тут они едины: США превыше всех. Несмотря на угрозу для старой демократии, исходящую от новых технологий.