Минтруда предлагает полгода возмещать 60% заработка потерявшим работу

Мягкая подушка на черный день

«Говорите, людям не хватает работы? Вакансий — хоть отбавляй. Если люди не идут на первое предложенное место работы, значит, еще не так для них это критично», — рассуждает начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун. Так что в ведомстве не видят катастрофы в сегодняшней ситуации с безработицей, но предлагают и более действенную помощь для уволенных или сокращенных работников.


В стране сейчас сошлось несколько негативных факторов, которые сильно повлияли на рынок труда. Прежде всего, наша экономика вышла на тот уровень, когда неквалифицированный труд уже практически не нужен. А подготовленные за последние годы специалисты зачастую не соответствуют запросам рынка — грубо говоря, мы выучили массу никому не нужных юристов и экономистов. И, наконец, предприятия вовремя не разобрались с избыточной численностью работников, когда оптимизация могла пройти безболезненно для людей. Вот и вышло, что перестройка экономики совпала с ее же кризисом. Но через пару лет мы придем к обратной ситуации — кадров внутри страны не будет хватать. 

Безработица, рассчитанная по методологии Международной организации труда (то есть на основе опроса домохозяйств), в 2016 году составила 5,8% от экономически активного населения. Правда, в исследовании принимали участие люди в возрасте от 15 до 74 лет. Проходило все примерно так: сначала у человека спрашивали, есть ли работа, потом — готов ли он приступить к работе, если появится подходящее предложение. Если нет, то все — тебя записывают безработным.

— Но мы же понимаем, что учащиеся, студенты, пенсионеры, как правило, работу не ищут. Если все эти категории не учитывать, уровень безработицы составляет 5,3%. Кроме того, 5—6% — это естественный уровень безработицы для любой экономики, — говорит Олег Токун. 

А если сравнить уровень безработицы по все той же методологии МОТ, скажем, в Испании, то в 2014 году там она составляла почти 24%. Сейчас — 18,6%. Или вот Греция: в 2014-м было 25%, сейчас — 22%.

— Так что я бы не стал так категорично говорить, что людям негде работать, — считает Олег Токун. — Во-первых, безработные есть всегда. Кто-то хочет поменять работу, кто-то выходит на рынок труда, кого-то сократили или уволили из-за банкротства предприятия… Процесс движения кадров безостановочный. Во-вторых, если вы имеете в виду затяжную безработицу, когда люди не могут найти работу более года, то таких случаев очень мало. Они характерны для моногородов и сельхозрайонов, где с работой на самом деле туго. И новые рабочие места должны создаваться именно там.

Это, в принципе, сейчас и делают. Всего за 2016 год в стране создано 71 420 новых рабочих мест. При этом план был 50 тысяч. На 2017-й планку подняли и ждут появления не менее 70 тысяч мест.

— Но и сейчас вакансий достаточно. Вы удивитесь, но треть предложений в нашей базе — из сферы сельского хозяйства. Поэтому самая большая проблема — это дисбаланс спроса и предложения. Вакансии есть одни, а люди хотят другие — с более высокой зарплатой, по другим специальностям. Если смотреть по регионам, то работа есть везде. Понятно, не каждый хочет получать 250—400 рублей. Но такая уж сейчас ситуация. Хотя лично я этого понять не могу. И постоянно говорю безработным: когда мне нужна была работа, я был согласен любые деньги зарабатывать. Не хочется быть банальным, но все же лучше синица в руке, чем журавль в небе. Наверное, все-таки еще нет такой необходимости идти на любую работу. Потому что отвечают, например, так: «Я не для того учился за свои деньги на юриста, чтобы теперь работать механизатором». Такой подход тоже имеет право на существование. Однако нужно понимать, что рынок труда чутко реагирует именно на запросы нанимателей, а не соискателей.

В  любом случае Минтруда и соцзащиты готово улучшить положение безработных с помощью страхования от безработицы. Ведомство уже передало в начале февраля свои предложения в Правительство.

— В нашем предложении мы рекомендуем развивать систему страхования по рыночной модели, где человек получает высокое пособие по безработице. В течение полугода оказавшийся без работы сможет рассчитывать на выплаты в размере 60% от его средней зарплаты на последнем рабочем месте, — раскрывает подробности Олег Токун.

Итак, предложено формировать страховой фонд в рамках действующей системы Фонда соцзащиты. То есть никакого нового органа мы создавать не будем. Так же как и соцстрахование, страхование от безработицы будет обязательным. Но получать пособие можно будет только в том случае, если ты зарегистрируешься в службе занятости.

— Мы просчитали, что ежемесячный взнос должен составлять 0,5% от фонда оплаты труда. При этом предлагаем платить эту сумму поровну — и нанимателю, и работнику. То есть работник вместо 1% в ФСЗН должен будет платить 1,25%. Мне кажется, что это несущественное увеличение, учитывая то, что человек получает реальную защиту от безработицы. И наниматели, думаю, тоже будут не против, поскольку это снимет с них определенный груз социальной ответственности за увольняемых работников, — подытожил Олег Токун.

kuletski@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter