Павел Иванов.
Первыми к зрителям вышли картины выпускников 1994 года — до этого в титрах белорусских фильмов фигурировали имена режиссеров с дипломами ВГИКа и ЛГИТМиКа. В программе «Время кино» вместе с профессором кафедры режиссуры кино и телевидения Павлом Ивановым, актером, сценаристом, режиссером и деканом факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств, они рассказывают о том, что осталось за кадром, и не всегда речь идет только о кино. Правда, встречи со всеми авторами собранных фильмов, уточняет Павел Иванов, проект не обещает:
— В 1989 году Виктор Туров набрал достаточно большой курс — 14 человек. Однако время настало трудное, голодное, кино практически не снималось.
— То есть некоторые срезались на взлете?
— Можно сказать и так. Но для кого–то приглашение на телестудию совпало со съемками, в том числе в России, Украине. Хотя абсолютно все, с кем мы связывались, были очень рады, что возник интерес к их учебным работам. Ведь мало кто знает, что на счету этих фильмов — огромное количество международных наград. И отнюдь не всегда это призы и дипломы фестивалей студенческого кино, на многих больших кинофорумах есть номинации для «короткого метра». То есть специалистов мы готовим вполне «на уровне». И белорусская киношкола достаточно известна, особенно на постсоветском пространстве — в 2011 году БГАИ стала одним из соучредителей Ассоциации ведущих киношкол мира.
В прошлом году впервые в истории факультета был выпущен в широкий прокат киноальманах короткометражек «Открытыми глазами», который прошел по всей стране и даже что–то заработал. Ежегодно из госбюджета мы получаем деньги на кино, сейчас, например, идет монтаж и озвучка четырех новых документальных проектов. Несмотря на то что «Беларусьфильм» отказался участвовать в тендере, сочтя выделенную сумму слишком скромной, все, что нужно для съемок, предложила частная студия. Так или иначе, за 5 лет обучения возможность проявить себя в деле возникает у студентов неоднократно, раза 3 — 4.
— И так у каждого из студентов?
— Не у каждого. Есть такое модное слово «питчинг» — нужно уметь защитить свою идею, доказать актуальность, художественный уровень сценария.
— В некоторых студенческих работах автором сценария выступаете вы, что означает...
— ...лишь то, что не все режиссеры обладают еще и талантом драматурга. В этом году мы выпустили наших первых сценаристов и набрали новый курс — для Беларуси это пока совершенно новая профессия.
— Значит, еще немного — и новый качественный скачок белорусского кинематографа станет всем очевиден? Столько новых людей приходит. Причем что с дипломами, что без них.
— Снимать, конечно, сегодня могут все. Любой телефон дает такое качество, которое еще 15 лет назад не всякая профессиональная техника могла гарантировать. Однако такое кино не имеет никакого отношения к профессиональному. Никому не придет в голову сравнивать, к примеру, театр Янки Купалы и самодеятельность. Но если даже в национальном конкурсе «Лiстапада» не разграничивают профессионалов и дилетантов, перспективы нашего кино остаются туманными. Не спорю, встречаются прирожденные режиссеры, которые никогда не учились профессии. Но их единицы, а исключения, как известно, только подтверждают правило.
В этом году дипломы БГАИ получили 8 молодых режиссеров игрового кино. «Беларусьфильм» взял четверых, в качестве ассистентов. Следующие — четверо документалистов, и, скорее всего, это будет последний выпуск. Академия обязана гарантировать первое рабочее место всем своим выпускникам. И если национальная киностудия не закажет, набирать новых студентов мы не будем. Ни кинорежиссеров, ни аниматоров. Безусловно, все наши ребята найдут свое кино, сейчас ведь время иных возможностей. Молодым можно доверять, за них стоит бороться. И это не просто слова, что и подтверждает наш телепроект.
Татьяна МОРОЗОВА.
Фото Евгения КОЛЧЕВА.