Хабаровский край открывает для Беларуси новые возможности на Дальнем Востоке

Минск — Хабаровск: курс прежний

Сотрудничество Беларуси и Хабаровского края — это история, которая пишется прямо сейчас. Дальний Восток в целом объявлен приоритетом России на весь XXI век. С точки зрения Беларуси этот регион сегодня также приобретает глобальное значение как торговый партнер и как транзитная территория для сотрудничества с Китаем.

Сентябрь 2023 года. Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев и посол Беларуси в России Дмитрий Крутой во время посещения ярмарки белорусских товаров.

СКАЗАНО

— Я считаю, что от Бреста до Владивостока — это наше общее Отечество. И, несмотря на то, что на этом пространстве общем появились суверенные, независимые государства, мы как люди разумные должны отойти от разного рода предрассудков и организовать нормальное взаимодействие, чтобы было не хуже, чем в Советском Союзе. Мы готовы к тому, чтобы не только вы к нам приезжали и создавали здесь по кооперации предприятия, мы готовы работать у вас — в Хабаровске, во Владивостоке.

Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтяревым, 12 мая 2022 года, Минск.

Далекое и близкое

Между Минском и Хабаровском 9 тысяч километров автомобильными дорогами. Фура с грузом проходит этот путь не меньше чем за две недели. И тем не менее объем перевозимых товаров растет.
Только за прошлый год товарооборот между нами увеличился в 2,4 раза, а за прошедшую часть нынешнего — еще на 60 процентов. При этом и в Хабаровске, и в Минске такие цифры считают всего лишь начальной точкой сотрудничества.
В сентябре, казалось, весь Хабаровск стекается к местной ледовой арене. Информация о Днях Беларуси и особенно о ярмарке белорусских товаров передавалась из уст в уста. Хабаровчанка Елена Готовченко приоткрывает пакет с покупками:

— Купили ливерную колбаску классическую, и рулет порекомендовали вкусный. Нам знакомые сказали, что здесь ярмарка, и мы приехали целенаправленно посмотреть на продукты: говорят, вкусное, без наценки. А вообще, хабаровчане относятся к белорусскому замечательно, поддерживаем вас. И продукция ваша отличная.

Сотрудничество с Хабаровском курирует Могилевский облисполком. Поэтому продукты на ярмарке из областного центра: мясо, колбасы, молочная продукция.
— Несмотря на затраты, мы здесь конкурентоспособны. Качество продукции уже оценили. Все покупатели ведь будут голосовать рублем. Пока такая очередь будет стоять что у нас, что у мясокомбината, в этом регионе будем всегда крепки, — считает представитель молочного комбината.
Российский Дальний Восток постепенно становится «домашним» регионом для белорусской молочки. Товары едут и на Сахалин, и на Камчатку, и во Владивосток. Цель двоякая: закрепиться в Хабаровске, а уже отсюда целенаправленно двигать продукцию в Китай. То, что на белорусское в регионе есть спрос, показывает ярмарка: 30 фур товаров распроданы за несколько дней. Домой могилевские грузовики пошли тоже не пустыми — во Владивостоке загрузились рыбой для отечественного ретейла, разделив затраты на обратную дорогу.

Ниша рынка — 90 %

Спрос на сельскохозяйственную продукцию здесь как мало в каком регионе: только 10 процентов потребностей в мясной и молочной продукции закрывается собственными производителями, говорит министр сельского хозяйства края Павел Сторожук. Беларусь сейчас поставляет примерно 30 процентов от всего объема сухого молока и около 10 процентов колбасных изделий, потребляемых хабаровчанами.
— В рамках флагманского проекта будет реализовываться российско-белорусский аграрный кластер, по этой программе у нас планируется строительство с белорусскими технологиями и оборудованием двух молочно-товарных ферм по 400 голов в крестьянско-фермерских хозяйствах в 2024 — 2025 годах. И один крупный проект молочного направления на 2400 голов дойного стада в 2026 — 2027 годах. 
При этом если мы говорим о мясном направлении, то это будет еще один проект — откормочник на 7 — 8 тысяч голов, с применением белорусских оборудования и технологии. Производство продукции будет вестись по ГОСТ Беларуси, — уточняет министр.

Аграрная отрасль Хабаровского края — сама по себе серьезный центр притяжения белорусских интересов. На первом месте здесь, конечно, техника. В рамках Дней Беларуси в Хабаровске «Гомсельмаш» показал универсальное средство УЭС-2 — 280: многофункциональная машина способна заниматься кормоуборкой, поднимать залежные земли, выступать в качестве тягового устройства, говорит директор Торгового дома «Гомсельмаш-Сибирь» Андрей Пронькин:

— Местный рынок для нас в целом перспективный. Предстоит разве что несколько доработок произвести под потребности пользователей. Наша техника уже представлена в Хабаровском крае, насчитали около 4 — 5 машин, которые здесь работают, они были завезены давно, но сейчас требуется обновление. В целом на рынке Дальнего Востока сейчас остались только белорусские и российские производители, даже влияние Китая не особо ощущаем, — утверждает специалист.

В Хабаровске ожидают бурный рост поставок белорусской техники

— Магнитола-то с USB! Любимую флешку — и вперед! Отличная машина! Лучшая в мире! — непритворно восхищается губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев в кабине трактора МТЗ.

На выставке нашей техники глава края скрупулезно осмотрел все машины: белорусский трактор на Дальнем Востоке действительно номер один. За 8 месяцев года торговый дом МТЗ продал в Хабаровске 22 трактора.

Не бог весть какой объем, но прогресс виден: год назад за 12 месяцев реализовали 16 штук. Несмотря на сильную конкуренцию с Китаем, белорусские машины обходятся дешевле на миллион российских рублей.

На выставке белорусской техники серьезный интерес Хабаровска также вызывали автобусы МАЗ.

— Мы убедились в спросе на широкую линейку пассажирского транспорта, здесь как раз у нас представлен троллейбус МАЗ-203Т, уже таких 10 машин эксплуатируются в городе Хабаровске, это была поставка 2022 года, и в этом году мы ведем поставку следующей партии машин, — презентует транспорт представитель завода.

— Я вам выражаю благодарность. Мы с мэром их испытывали. Молодцы, хорошая машина. И цвет важен: мы его выбрали в интернете, голосовали люди. Из всей палитры выбрали такой яркий солнечный цвет, — отвечает губернатор. 

Сейчас троллейбусы должны пройти обкатку в зимних условиях для того, чтобы министерство транспорта края видело объем будущих заказов.

— Для нас белорусы — дорогие гости, — говорит Михаил Дегтярев. — Но главное — экономика. Наше сотрудничество показывает двукратный рост товарооборота, и это только начало. Наши предприниматели заинтересованы в продукции белорусских машиностроительных предприятий. 
Но надо строить сервисные центры. Здесь уже мяч на вашей стороне. Как только решение будет принято, я уверен, будет бурный рост поставок белорусской техники на наш рынок.
В Беларуси вопрос работы с Дальним Востоком стоит на повестке дня под первым номером. Это сейчас вполне классическая ситуация: нужно очень быстро бежать, чтобы всего лишь остаться на одном месте.

— Если мы просто оставим все как есть, наши конкуренты из КНР белорусов отсюда выдавят. Только соседняя с Хабаровском провинция Китая имеет товарооборот с краем 3 млрд долларов, это в 10 раз больше, чем торговля Беларуси со всем Дальним Востоком. 
Для того чтобы остаться здесь на рынке, нам, конечно, надо полностью менять стратегию. Мы можем это сделать, поскольку наша техника по-прежнему узнаваема, пользуется хорошим спросом,
— рассказал журналистам посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.

Двойная стратегия

Граничащий и активно торгующий с Китаем российский регион — крайне выгодное место концентрации для входа на грандиозный китайский рынок. Как, собственно, белорусским товарам, так и общим союзным продуктам. С другой стороны, Хабаровский край, как часть российского Дальнего Востока, крайне заинтересован и в белорусских товарах, и в белорусских технологиях.

— В крае открыто новое месторождение: от железной руды до меди и остальных полезных ископаемых. Проект на 1,5 трлн российских рублей, будет, по сути, строиться новый город на 50 тысяч жителей, новый горно-обогатительный комбинат, новые фабрики по переработке, железная дорога, новый порт. 
Поэтому от строительных работ до поставки различной номенклатуры товаров мы можем принять участие в этом проекте. И если мы на действующих объемах покажем, что можем работать, то, конечно, мы попадем в этот большой инвестиционный проект — основной, главный для Хабаровского края,
— заявил посол Дмитрий Крутой.
Белорусский приоритет — идти на Дальний Восток — важен не только в связи с новыми проектами, но и в связи с тем, что мы в этом регионе практически не присутствуем, считает Дмитрий Крутой. 
Активизации деловых контактов должно поспособствовать открытие авиационного сообщения между Минском и Хабаровском. Этот вопрос сейчас в проработке. Можно только сказать, что хабаровчане в этом маршруте крайне заинтересованы.

— Наши люди интересуются Беларусью, интересуются ее красотами, интересуются турами, — вводит в курс дела губернатор края. — Пока летают через Москву, Санкт-Петербург. И мы готовы лоббировать этот рейс. Наш международный терминал готов принимать любые суда, у нас две взлетно-посадочные полосы. Я уверен, что компании, которые первыми выйдут на этот рынок, заработают много денег.

korotkin@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter