Белорусские психологи исследовали историю с «группами смерти»

Мем токсического действия

Мы начинаем забывать историю с «Синим китом», омрачившую 2012 — 2016 годы. Про «группы смерти», куда заманивали подростков с единственной целью — довести до края... Меры приняты, акценты расставлены, шумиха сошла на нет. Но помнить об этом нужно — считают профессор кафедры клинической и консультативной психологии Института психологии БГПУ им. Максима Танка, доктор медицинских наук Сергей Игумнов и магистрант института Елена Шамарова, авторы первого в нашей стране исследования по следам тех событий и вообще воздействия «всемирной паутины», говоря научным языком, на формирование суицидального поведения. Иными словами, что и как во всей этой бездне информации побуждает детей играть со смертью? Один из главных выводов ученых обескураживает: ответственность должны принять на себя и некоторые СМИ, сильно раздувшие проблему. Информационная истерика только взвинчивала градус гибельного интереса.

ФОТО LEANDROQUADROS.COM.BR

Феномен ненов — это «эффект Вертера»: чем больше акцентируют внимание на суициде, тем больше людей стараются его совершить, — объясняет Сергей Игумнов. — Еще в 1780-х годах, после того, как начинающий литератор Гете опубликовал «Страдания юного Вертера», где главный герой на почве несчастной любви, облачившись в желтый сюртук, стреляет себе в сердце из пистолета, по Европе прокатилась волна суицидов среди молодых людей преимущественно дворянского сословия. Дошло до того, что цензура большинства европейских стран, включая Российскую империю, запретила этот роман как произведение, толкающее юношество на пагубный путь. Запрет был снят лишь 40 лет спустя. Когда уже прогремели французская революция, наполеоновские войны и общество в принципе заинтересовалось другими вещами, да и Гете стал классиком. Подобное повторялось неоднократно. 

Как правило, среди подростков и молодежи, дополняет Елена Шамарова. Достаточно вспомнить целую серию подражательных самоубийств после того, как рок-певец Курт Кобейн застрелился из ружья. В Америке многие пытались в точности повторить даже способ суицида. 

— И не потому, что жизнь осточертела, а исходя из логики: «Если это сделал мой кумир, то почему бы и мне не сделать?» Кстати, в Германии как-то провели показательный эксперимент. Студентам показали видео, где их сверстник бросается под поезд, а потом спросили: вы готовы такое повторить? Из группы в 20 человек десяти (!) захотелось сделать то же самое. Вообще, вопрос не в возрасте, а в том, что кого цепляет. Скажем, проповедник Джонс в 1978 году убедил 918 последователей своей коммуны в Гайане сделать смертельную инъекцию. Им было от 30 до 45 лет... 

Так что же цепляло подростков? Елена проанализировала все наиболее популярные в рунете поисковики и социальные сети. Картина вырисовалась разная. Одно дело — глобальные Гугл и Фейсбук, где контроль контента получше. И совсем другое — русскоязычные поисковые системы, у которых хоть и меньше охват аудитории, зато в разделе «Видео» ролики с онлайн-съемками неудачных и завершенных самоубийств преобладают с первой же страницы. Хуже того, имелись целые подборки «Суициды жесть», «Съемки суицида»... Вообще, у наших специалистов создалось впечатление, что контент в видеоформате не контролируется в интернете никем и ничем. Спору нет, через 10 — 12 часов свежие записи на тему «объявленной смерти» модераторы социальных сетей в любом случае удаляли, но дети уже успевали все просмотреть... Причем ролики, специально заточенные, чтобы усваиваться чуть ли не мгновенно. Это мы, взрослые, привыкли текст читать, а у детей в чести интернет-мемы, картинки, которые становятся хитом. Типа дремлющего кота с подписью: «Здорово в субботу просто полежать!» То есть сначала информация воспринимается на эмоционально-сенсорном уровне и только потом подключается мозг с его анализом. Кураторы «групп смерти» знали в этом толк, читали специальную литературу, умели манипулировать. Вползали в доверие, расспрашивали про проблемы — семейные, личные, с учебой, обещали помощь, подкидывали одну картинку, другую, потом задание за заданием, плавно подводя к мысли, что суицид может быть шалостью, и вот уже она, последняя черта. По мнению Елены Шамаровой, дети принимали эти правила именно из-за ложного ощущения, будто тобой искренно интересуются, хотят поддержать. Наконец-то... Увы, абсолютно всем, кто хотел тогда свести счеты с жизнью, не хватало элементарного общения в семье. Родителям было либо все равно, либо недосуг просто поговорить по душам.

Но Сергей Игумнов обращает внимание на главное: 

— Ни о какой вспышке подростковых суицидов на фоне «групп смерти» в Беларуси речи не было! С ними взаимосвязаны лишь около 10 попыток самоубийства, то есть дети сами потом в этом признались. Если же мы возьмем ситуацию в целом, то начиная с 2010 года кривая статистики идет вниз. Пиком был 1996-й, когда мы имели 35,3 случая на 100 тысяч населения. А с 2014 года — это менее 20 случаев. Беларусь вышла из списка стран со сверхвысоким уровнем суицидов. Группа риска здесь — люди от 45 до 60 лет, в 4 — 5 раз показатель больше у мужчин. А вот подростково-молодежные самоубийства занимают всего около 1% от общего числа. Но за каждым — конечно же, настоящая семейная трагедия. 

Очень хочется, чтобы такое никогда не повторялось — ни по причине глобального одиночества какого-то ребенка, ни по злому умыслу тех, кто с наслаждением играл чужой, только начавшейся жизнью. 
В процессе исследования наши психологи обратили внимание: не хватает сайтов с антисуицидальной направленностью. В России, которая больше других пострадала от «групп смерти», после случившегося они активно развиваются, хотя 36 порталов на такую огромную страну - капля в море. Одни из наиболее популярных - «Победишь. ру» и «Я выбираю жизнь». Мониторинг ситуации ведет Центр защиты прав и интересов детей Министерства просвещения России. Развитие подобной службы у нас заложено в государственной программе. 

Как уберечь ребенка?

• «Если ваш ребенок дома, это еще не значит, что он в безопасности», — повторяют педагоги. Помните, много всего можно найти в интернете, а дети — существа любопытные. Общайтесь со своим ребенком, интересуйтесь не только тем, что происходит в школе.

• Установите на компьютер систему родительского контроля, тем более если ребенку нет еще 10.

• Помогите ему выразить свои чувства, когда он не в состоянии совладать с эмоциями, и разобраться в них. Важно, чтобы ребенок знал, как пережить горе, страх и перевести негатив в продуктивную деятельность, как это делают взрослые. Объясните ему, что обсуждение — не то же самое, что событие. Ведь дети часто считают, будто, думая или говоря о чем-то, можно это накликать... 

• Помните об эффективности активного слушания: пытайтесь в первую очередь понять, а не быть понятым. Часто важнее просто выслушать ребенка. Бывает, ему трудно начать разговор. Пусть тогда расскажет, что слышал, видел, ощущал, прежде чем поведать о своих чувствах. Иногда он будет пытаться рассказать свою историю снова и снова. И это хорошо. Пересказ — часть процесса исцеления.

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter