Мы уже рассказывали о героическом спасении в годы войны воспитанников Полоцкого детского дома, которым немецкие оккупанты готовили смертельную участь доноров для своей раненой солдатни.
На скульптурном барельефе Александра Дранца запечатлен подвиг спасителей детей.
Члены белорусского Союза офицеров Сергей Соболев и Борис Рясов посвятили годы сохранению исторической правды об этом факте геноцида, инициировали создание монумента, который увековечил бы память о тех драматических событиях. Наряду с барельефом, в художественной форме излагающим фабулу подвига педагогов, партизан, летчиков, намечается разместить отлитый в металле текст, согласованный с учеными Института истории НАНБ и достоверно рассказывающий о спасении сирот. Памятник планируется установить на месте, где стоял Полоцкий детдом, и открыть его во время XI Форума регионов Беларуси и России.
Напомним, что вместе с товарищами по 105‑му гвардейскому авиаполку Гражданского воздушного флота россиянин Александр Мамкин переправил в тыл около 200 белорусских сирот. Перед этим директор Полоцкого детдома Михаил Форинко и его коллеги сумели вывести ребят в партизанский отряд имени Щорса, откуда начался их путь на Большую землю. Однако полет для последней группы детей в апреле 1944 года едва не оказался гибельным, если бы не самопожертвование летчика: сам сгорая, Александр Мамкин посадил подбитый гитлеровцами тихоходный полотняно-деревянный самолет Р-5 на освобожденной территории.
Корреспондент «СОЮЗа» вместе с секретарем общественной организации «Защитники памяти и правды о Великой Отечественной войне» Сергеем Соболевым побывал в мастерской скульптора, лауреата Госпремии Беларуси Александра Дранца — автора скульптурного барельефа, запечатлевшего подвиг спасителей детей. Он как раз завершал работу перед отправкой в литейную мастерскую. Сюжет произведения трогательно прост: партизан передает ребенка Александру Мамкину для посадки в кабину самолета. Летчик стал для спасенных детей в прямом смысле слова ангелом-хранителем. И на этом акцентирует внимание скульптор, придав крыльям самолета за плечами пилота силуэт крыльев ангела.
— О подвиге Александра Мамкина я впервые услышал от художника Владимира Кривоблоцкого, работавшего в то время над масштабным произведением, посвященным узникам гитлеровского концлагеря смерти в Азаричах, — рассказал Александр Дранец. — Поэтому предложение моих друзей, известных новополоцких архитекторов Игоря Рудени и Владимира Галазюка, отобразить его подвиг в скульптурной композиции было принято мной с пониманием и готовностью участвовать в этом замечательном проекте. Основой сюжета стала хрестоматийная фотография военной поры об отправке детей с партизанского аэродрома на Большую землю. Она, можно сказать, прошла проверку временем и до сих пор поражает глубоким смыслом.
Этот барельеф не последний яркий факт белорусско‑российской истории, обретший художественную формуРешение темы потребовало от скульптора не только таланта, профессиональных навыков, но и глубокого сопереживания подлинным участникам драматических событий, которые предстояло отобразить в металле. И мастер всем своим предыдущим творчеством оказался готов к этому. Им созданы такие масштабные произведения, как монументальный памятник белорусскому первопечатнику Франциску Скорине перед зданием Национальной библиотеки Беларуси. В старинном Давыд-Городке напоминает о его многовековой истории памятник князю Давыду. Александр Дранец — один из авторов барельефов на лучах-пилонах, наполняющих глубоким патриотическим смыслом главный фасад Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске, других монументальных работ. Однако и на этом богатом творческом фоне относительно небольшой по размеру барельеф, рассказывающий о героическом спасении сирот Полоцкого детского дома, не затерялся, стал для Александра Валентиновича во многом этапной работой.
— В первую очередь тем, что предстояло раскрыть еще одну грань истории Великой Отечественной, — говорит скульптор. — Ведь она с детства присутствует во мне — в воспоминаниях родителей, переживших войну, в рассказах художников-ветеранов, в художественных произведениях, посвященных подвигу нашего народа, партизан и воинов-освободителей. Их героизм продолжается и сегодня. Когда работал над портретом Александра Мамкина, мысленно ставил рядом образы Героев Беларуси Олега Ничипорчика и Никиты Куконенко, уже в наши дни, по сути, повторивших его жертвенный подвиг: они увели неисправный самолет от городских кварталов и ценой своей жизни спасли десятки, а может, сотни жизней других людей, как сделал это Александр Мамкин... Я глубоко убежден, что летчики-герои не погибли, они просто вознеслись к солнцу, а наша святая обязанность — сохранить память о них.
Для скульптора это не просто слова. Буквально на днях в Полоцком кадетском корпусе открыт памятный знак с барельефом, посвященный воспитаннику этого старинного военно-учебного заведения Никите Куконенко, а на доме, где он жил, появилась мемориальная доска. Их выполнил Александр Дранец совместно с проектной мастерской «Мастак-сервис». Александр Валентинович также является одним из авторов проекта по возрождению в Полоцке монумента в честь героев — участников Отечественной войны 1812 года, ставшего отправной точкой в реконструкции площади исторического центра этого старинного города, не раз выступавшего форпостом как для Беларуси, так и России. И вот вскоре облик города пополнится еще одним памятником — документом, рассказывающим о драматическом эпизоде его многовековой истории.
sob@sb.by