Мечты и реальность
С автором обращения в редакцию Денисом Демосюком встречаемся в Березе на мосту через Кречет по улице Красноармейской. Таких мостов через реку четыре, и с каждого — неприглядный вид на водную артерию, которую буквально захватила трава. Денис — эколог на одном из городских предприятий, родился и вырос в райцентре, потому и волнует его судьба малой речки.
— Старожилы вспоминают, как в Кречете ловили рыбу, на лодках плавали, как речка разливалась. Сегодня она заросла, а ведь можно было бы обустроить набережную, и жители города получили бы отличное место для прогулок.
Кречет — правый приток Ясельды, которая проходит по Республиканскому биологическому заказнику «Споровский» и оказывает прямое воздействие на его флору и фауну. Найденные артефакты свидетельствуют, что еще в каменном веке у берегов Ясельды жили люди. В недалеком еще прошлом на реке стояли водяные мельницы. Река всегда имела важное экономическое значение для окрестностей. Роль Кречета, длина которого 15 километров, в жизни Березы была более скромной. Тем не менее сегодня речка, разделяя город на две части, могла бы стать украшением городского пейзажа. Увы, это лишь мечты.
Денис Демосюк.
Все, что пока удалось сделать Денису, — разослать письма различным организациям и дождаться ответов. Из Брестского облисполкома, комитета по природным ресурсам пишут, если простым языком, следующее. Да, Кречет зарастает, потому что маловодный, нет денег на расчистку. Да, в Ясельде наблюдается повышенный уровень органических веществ ниже Березы, река подвержена предзаморным и заморным явлениям. Но гидрохимический статус водного объекта, по данным мониторинга, оценивается как удовлетворительный. Изучив полученную информацию, Денис Демосюк пожимает плечами: все это констатация фактов, а где пути решения проблемы?..
Заместитель председателя Березовского райисполкома Виталий Михнюк не соглашается с тезисом о том, что городу нет дела до реки:
— Вне границ Березы за Кречетом следят мелиораторы, на территории города балансодержателя нет — это правда. Еще лет десять — и река может высохнуть. Коммунальщики зимой в очередной раз скосят травяные заросли, но это проблему не решит. Нужно чистить русло, обустраивать набережную. Несколько лет пытаемся получить международный грант, пока безуспешно. Теперь стоит задача включиться в областную экологическую программу 2021 года. Предстоит разрабатывать проект, проходить экологическую экспертизу. Процесс нескорый и недешевый.
Движение — это жизнь
Заместитель директора по научной работе Полесского аграрно‑экологического института Национальной академии наук кандидат биологических наук Виктор Демянчик считает, что чистка русла — не единственный выход из ситуации:
— Процесс дорогой, к тому же нарушается природная целостность, потому что повторить каждую извилину реки экскаватором сложно. Но если есть возможность почистить, надо ее использовать. Но не так, как чистят каналы, — не превращать русло в канализированное.
Ученый считает, что еще один выход спасения Кречета и других малых рек — вернуть человека к воде, организовав кустарный рыболовный промысел. Это основной механизм поддержания природного равновесия.
Вспомните произведение Михася Лынькова «Миколка‑паровоз», почитайте, как Миколка вместе с дедом Остапом занимались ловлей, как ментузов ловили. Это образный рецепт для серьезной работы. Пусть по воде бродят люди с «топтухами», с чем угодно. Надо разрешить законодательно. Воде — аэрация, оздоровление, она не закисает, не будет и вспышки сине‑зеленых водорослей, которые влияют на водотоки.
По словам специалиста, на экосистемы еще сильно влияют крупные птицы. Пример — водохранилище Орхово в Брестском районе. Там живут лебеди. Они приводят воду в движение, аэрируют. И вот вам результат: недавно там поселилась неслыханная для Полесья водоросль — наяда морская, краснокнижница. Жизнь закисает там, где нет движения, а где движение есть — жизнь продолжается.
kozlovich@sb.by