О том, сколько отходов перерабатывается в стране, какие проблемы есть в этой отрасли, как их решать, и о многом другом шел разговор в конференц-зале «СГ». В нем приняли участие начальник управления регулирования обращения с отходами главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Тарасов, заместитель директора ОАО «Белвторресурсы» Павел Чиж и заместитель директора ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Артем Шкрыль.
Лидеры среди стран СНГ, опережаем европейские государства
«СГ»: К концу этой пятилетки предполагается извлекать из отходов свыше 60 процентов вторичных материальных ресурсов (ВМР). С какими преградами на данном пути сталкиваемся и как все же такой результат намерены получить?Максим Тарасов: Практика показывает, что наиболее проблемными остаются создание системы обращения с ТКО, в частности с отходами потребления, которые образуются у населения, и организация работ по извлечению из их состава ВМР.
Несмотря на то что на протяжении последнего десятилетия наблюдаем устойчивый рост уровня использования ТКО с 8,9 процента в 2010-м до 32 процентов в 2022-м по основным видам ВМР (отходы бумаги и картона, стекла, полимерные отходы, изношенные шины, отработанные масла, отходы электрического и электронного оборудования), этого явно недостаточно.
Павел Чиж: Самое главное направление, в которое инвестируем, — развитие сети приемно-заготовительных пунктов, увеличение количества специализированного транспорта, модернизация существующего и приобретение дополнительного оборудования и механизмов.
«СГ»: Какие результаты достигнуты?
Максим Тарасов: Уровень использования традиционных видов ВМР (макулатура, стеклобой, полимерные отходы, изношенные шины), относящихся к отходам производства, у нас достаточно высокий — около 90 процентов.
Артем Шкрыль: По уровню использования отходов Беларусь — лидер среди стран СНГ. Мы опережаем некоторые европейские государства (например, Болгарию, Румынию) и находимся на уровне Греции и Турции.
«СГ»: Как удалось добиться таких результатов?
Максим Тарасов: В том числе благодаря административным процедурам в отношении субъектов хозяйствования по выдаче разрешений на хранение и захоронение отходов производства, в которых одно из особых условий — недопущение захоронения отходов, являющихся ВМР, и согласование инструкций по обращению с отходами производства. В них установлены требования по организации раздельного сбора отходов и необходимости передачи ВМР на использование.
Артем Шкрыль: Объемы использования коммунальных отходов и сбора ВМР выросли за счет реализации заданий и мероприятий госпрограмм и внедрения в Беларуси в 2012 году принципа расширенной ответственности производителя (РОП). Он стал экономическим стимулом для увеличения сбора вторресурсов благодаря частичной компенсации расходов по их сбору и дополнительным источником инвестиций в систему обращения с коммунальными отходами.
Максим Тарасов: На законодательном уровне закреплена обязанность субъектов хозяйствования обеспечить сбор отходов и их разделение по видам, использовать их, если такая возможность есть в республике. Физлица тоже обязаны собирать отходы и делить их по видам, если для этого юрлица, обслуживающие жилые дома, создали условия.
Новая жизнь старой батарейки
«СГ»: Прошедшее в начале года масштабное исследование состава твердых коммунальных отходов, которое проводило Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел НИЦ «Экология», показало: далеко не все белорусы собирают мусор раздельно. Самыми недисциплинированными оказались минчане и жители областных центров. Какие меры предусмотрены, чтобы ситуацию хоть как-то исправить?
Максим Тарасов:
Раздельный сбор отходов охватывает практически 100 процентов жилищного фонда, хотя еще десять лет назад данный показатель не превышал 75 процентов.
С каждым годом растет количество контейнеров для раздельного сбора отходов: если в начале 2021-го их насчитывалось чуть более 290 тысяч (включая размещенные в секторе индивидуальной жилой застройки), то сейчас свыше 300 тысяч.
Помимо информационной работы, немалую роль играет экономическое стимулирование. В республике довольно развита система приемно-заготовительных пунктов по сбору ВМР. Каждый может сдать отходы стекла, бумаги, пластика, отработанные масла и другое и получить за это определенную плату. Таких пунктов более 1700.
Павел Чиж: Как в столице, так и в сельской местности важным критерием для раздельного сбора отходов, подлежащих переработке, остается открытие приемно-заготовительных пунктов, а главное — их доступность для населения.
«СГ»: Как утилизируют крупногабаритные коммунальные отходы, в том числе бытовую технику? Куда ее можно сдать? Как обстоят дела со сбором и утилизацией батареек?
Артем Шкрыль: Отслужившую свой век бытовую технику относят к опасным отходам. Ее утилизация производится особым способом — путем сбора в контейнеры в торговых центрах, местах продаж либо вывоза из дома заказчика (так называемое экотакси) и сдачи в пункты приема вторсырья.
Что касается сбора и переработки использованных элементов питания, то в 2017-м в деревне Станок-Водица на территории Минского областного технопарка за счет средств РОП открыли линию по переработке батареек с суммарной мощностью 100 тонн в год.
В ритме эко
«СГ»: Насколько эффективно действует запрет на пластиковую посуду в общепите, принятый 1 января 2021-го? Как повлиял на сокращение полимерных отходов?Максим Тарасов: Указанная мера, помимо сокращения отходов одноразовой пластиковой посуды, стала стимулом для создания мощностей по выпуску одноразовой посуды и упаковки из экологически безопасных материалов, а также развития уже существующих. Так, например, в начале 2021-го налажено производство вилок, ложек и ножей, трубочек для напитков из дерева. Из экологически безопасных материалов производят стаканы, упаковку для пиццы, палочки для размешивания, лотки и другое. Так не только решаем проблему загрязнения окружающей среды пластиком, но и стимулируем развитие своей промышленности, в том числе целлюлозно-бумажной.
«СГ»: В Беларуси около 170 субъектов хозяйствования занимаются использованием отходов пластика. Насколько они загружены и есть ли потребность в новых заводах?
Максим Тарасов: Уровень использования отходов пластика в составе отходов производства превышает 90 процентов. Мощностей хватает. Вместе с тем пока нет объектов по использованию отходов пластика, направленных на их энергетическое использование в качестве альтернативного топлива.
Что касается дополнительных мощностей, то до 2025 года в планах создать 10 региональных объектов по сортировке и использованию ТКО, которые предусматривают, помимо прочего, установление оборудования и для переработки отходов пластмасс.
В 2022 году в республике собрано 802,6 тысячи тонн ВМР. Если сравнивать с 2012-м, то объемы их сбора увеличились в два раза.
Павел Чиж: Постоянно проводим работу в виде консультаций, предложений с перерабатывающими предприятиями полимерных отходов в Беларуси, изучаем возможности переработки отдельных видов полимерных отходов и их мощности.
За последние годы «Белвторресурсы» освоили новые виды сбора (заготовки) полимерных отходов, которые принимаются для последующей переработки. Например, твердый пластик, полипропилен, различные виды медицинских отходов, пластмассовые поддоны, ограждения, флаконы из-под бытовой химии и многое другое. Благодаря этому в прошлом году заготовили и отправили на переработку свыше 1500 тонн полимерных отходов, что в два раза больше в сравнении с 2021-м. Все полимерные отходы, которые удается заготовить, имеют вторую жизнь. Необходимости в дополнительных заводах по их переработке, на мой взгляд, нет. Если и открывать, то только для освоения каких-либо других видов полимерных отходов твердого пластика.
Равнение на лучших и ценное сырье
«СГ»: Ленинградскую область России заинтересовал опыт Бреста в обращении с коммунальными отходами. Что в городе над Бугом делают лучше, чем в других регионах?Максим Тарасов: Коммунальные отходы, образующиеся в Бресте, Брестском, Жабинковском и Каменецком районах сортируются на КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод», аналога ему нет в республике. В планах обслуживать и Малоритский.
В 2021 году завод начал строить цех по производству полимерпесчаных изделий, основная цель — увеличить использование отсортированных ВМР. Внедрение глубокой переработки полимеров позволит получать готовую продукцию в виде бордюра дорожного, плитки тротуарной, колодцев, ливневых лотков. Строительно-монтажные работы уже завершены.
Павел Чиж: В ОАО «Белвторрерсусы» есть Брестский региональный участок, его основное направление — сбор вторичных материальных ресурсов, лома черных и цветных металлов у населения. Это подразделение с 2020-го открыло свыше десяти приемно-заготовительных пунктов. Дополнительно получена лицензия на сбор (заготовку) лома черных и цветных металлов, который поставляется в ОАО «Белвторчермет» ОАО «Белцветмет» в счет госзаказа.
Это позволило Брестскому региональному участку за 2022 год заготовить и отправить на перерабатывающие предприятия республики более 12 тысяч тонн ВМР, лома черных и цветных металлов, что обеспечило улучшение экологической обстановки в стране и стало ценным сырьем для перерабатывающей промышленности.
«СГ»: В нынешнем году введут объекты по сортировке и использованию ТКО в Орше, Бобруйске, Барановичах. Разрабатывается проект по началу производства RDF-топлива в Гродно. Намечено строительство мусороперерабатывающих заводов в Волковыске, Минске (он будет крупнейшим в Беларуси), Гомеле. Какие еще меры предпринимаются, чтобы как можно больше мусора отправлялось на вторичную переработку?
Максим Тарасов: Концепция создания объектов по сортировке и использованию ТКО и полигонов для их захоронения предусматривает переход системы управления ТКО с районного на региональный уровень с созданием крупных межрайонных объектов. В планах — 30 полигонов для захоронения ТКО, 8 станций перегрузки ТКО и 27 объектов по сортировке и использованию ТКО.
Для максимального вовлечения ТКО в хозоборот в состав объектов по сортировке и использованию ТКО будут включены автоматизированная линия по сортировке ТКО для отбора пригодных к использованию ВМР; оборудование для обработки органической части ТКО с получением компоста или биогаза для производства тепловой и электрической энергии; оборудование для производства RDF-топлива для цементных заводов; передвижной комплекс для переработки строительных, древесных и крупногабаритных отходов; оборудование для переработки отходов пластмасс, электрического и электронного оборудования, шин.
Артем Шкрыль: Мероприятия, направленные на совершенствование существующей системы обращения с коммунальными отходами и ВМР, реализуются в соответствии с национальной стратегией.
Например, энергетическое использование отходов будет развиваться за счет внедрения технологии использования в цементной промышленности альтернативного RDF-топлива (представляет собой мелкие фракции — механически обработанные ТКО, которые имеют высокую теплотворность). Использование такого вида энергии уменьшит количество отходов, захораниваемых на полигонах, снизит потребление или даже полностью заменит природный газ и уголь на цементных заводах. Реализуется пилотный проект в Гродненской области, технологическая линия по использованию RDF-топлива введена в эксплуатацию на ОАО «Красносельскстройматериалы». В перспективе RDF-топливо планируют использовать еще на двух белорусских цементных заводах — в Кричеве и Костюковичах.
Национальная стратегия предусматривает внедрение технологий компостирования органической части ТКО (пищевые отходы, растительные остатки, отходы от уборки озелененных территорий). Так, в 2021-м в Минске введена в эксплуатацию линия по компостированию органических отходов. В результате к 2035 году захоронение коммунальных отходов на полигонах должно сократиться на 38 процентов.
grudnitskiy@sb.by