Люди и положения минского процесса

Один из самых острых европейских конфликтов так и не удалось сполна обсудить в ходе прошедшей Мюнхенской конференции по безопасности. Что–то помешало встретиться министрам иностранных дел «нормандской четверки» (Украина, Германия, Франция, Россия), собиравшимся обсуждать ситуацию в Донбассе... Как написал с сожалением глава МИД Украины в своем Твиттере о встрече в нормандском формате: «в следующий раз будем собирать всех министров, иначе что–то идет не так».

фото рейтер

Да, люди и положения минского процесса в последнее время оказываются порой на разнонаправленных векторах. Скажем, перед началом Мюнхена все активно обсуждали новый план бывшего генсека НАТО по Донбассу, в котором в качестве основных миротворцев, кроме Бразилии и Швеции, называлась и Беларусь. Не только Минск не против направить в Донбасс свою миротворческую роту, если эту инициативу одобрит Совет Безопасности ООН, а также при согласии России и Украины. На участие в миротворческой миссии также рассчитывает еще одна страна, играющая важную роль в переговорном процессе — Германия. Уполномоченный бундестага по вопросам вооруженных сил Ханс–Петер Бартельс заявил о намерении немецких военных войти в состав миссии ООН.

Однако не только министры, не сумевшие собраться в Мюнхене, но и сам Киев слегка внес путаницу в процесс, имею в виду заявление украинского МИД о том, что, мол, белорусских миротворцев не ждут по причине участия Беларуси в ОДКБ.

И еще один шаг вызвал противоречивые оценки — во вторник президент Украины подписал закон о реинтеграции Донбасса. Сам Петр Порошенко заявил, что «закон ни одной буквой не затрагивает международных обязательств Украины, включая минские договоренности».

Но постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич усмотрел, что данный закон нацеливает Киев на силовое решение внутриукраинского конфликта, а также посчитал его противоречащим минским соглашениям.

Так что же означают последние новости из Киева? Я решила получить комментарий из первых рук. Киевский политолог–международник Андрей БУЗАРОВ является к тому же и членом общественных советов при комитете по иностранным делам Верховной рады и при министерстве иностранных дел Украины. И вот какое мнение высказал он по поводу последних событий.

— Во–первых, высказывание украинских дипломатов я бы не драматизировал, так как пока никаких предпосылок для введения миротворческих сил нет. На сегодняшний день введение миротворцев в Донбасс невозможно в принципе, поскольку по этому вопросу консенсуса не найдено между Россией и США. Поэтому какие миротворцы могут быть — белорусские, финские или норвежские,  будут ли они из стран НАТО или из стран ОДКБ — эти дискуссии были бы актуальны, если б дело дошло до реальной резолюции ООН. Если бы было принципиальное решение по миротворцам, то, возможно, позиция министерства иностранных дел и руководства Украины поменялась бы.

Что касается принятого закона о реинтеграции, то он представляет собой вынужденную меру руководства страны по необходимости признания той части территории Донбасса неподконтрольной. Закон нарушает многие права граждан, но на него не было реакции ни американцев, ни французов и немцев. Это говорит о том, что текст был согласован со странами — партнерами Украины. Но задача этого законопроекта не внешнеполитическая, а внутриполитическая. И критика его со стороны экспертов связана с тем, что президент хочет решить свои проблемы, связанные с АТО и т.д. Этот законопроект не ставит крест на минском процессе.

Я могу вам точно сказать, что Украина прежде всего заинтересована в минском формате. Минский процесс будет существовать, потому что в нем заинтересованы все стороны, и США в том числе, хотя они официально не принимают участия в минской контактной группе. Но и спецпредставитель США Волкер, и помощник Президента России Сурков все время ссылаются на необходимость поддержания минской группы. Поэтому я полностью уверен, что она продлит свою работу, хотя решения, скорее всего, будут касаться вопросов второстепенного характера, гуманитарных и т.д. А по сути, нахождение консенсуса по урегулированию конфликта пока невозможно, так как США и Россия занимают противоположные позиции по поводу размещения миротворцев.

Отношение к Беларуси, к белорусскому обществу, к белорусскому государству в большинстве своем в Украине позитивное, и последние события на него не повлияют. Есть отдельные экспертные высказывания, но это не мнение большинства. Все прекрасно понимают ту ситуацию, в которой оказалась Украина, когда из–за не совсем грамотной внешней политики мы поругались с Польшей, с Венгрией, а портить отношения еще и с Беларусью никому не нужно.

— А что вы скажете про известную инициативу Назарбаева о смене переговорной площадки?

— Это было прощупывание почвы, изучение мнения. Но никто не отреагировал. Это говорит о том, что было спонтанное решение Назарбаева эту инициативу каким–то образом внедрить. Но ее никто не подхватил. И на сегодняшний день минская площадка остается главной и единственной площадкой переговоров.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter