Лидия Заблоцкая: «Сколько бы мы ни повторяли, что искусство и спорт вне политики, очевидно, что сегодня эти понятия неразделимы»

Сейчас уже трудно себе представить выпуски новостей АТН Белтелерадиокомпании без культурных репортажей Лидии Заблоцкой. Ее четкая уверенность в спасительной роли искусства и открытая улыбка в кадре — как солнечный лучик в информационной картине дня.


Лидия — человек в культуре не случайный, в 2011 году с песней «Ангелы добра» она заняла на детском «Евровидении» третье место. Вспоминает ли сегодня свои победы в международных песенных конкурсах? Какие раны оставил в ее сердце шоу-бизнес? Что привело талантливую певицу в теленовости? Об этом и о многом другом — в нашей беседе с Лидией Заблоцкой.

— Лида, наши артисты не имеют возможности поучаствовать в «Евровидении». На твой взгляд, это большая проблема?

— К сожалению, сколько бы мы ни повторяли, что искусство и спорт вне политики, очевидно, что сегодня эти понятия неразделимы. Зачастую и сами артисты становятся жертвами политических игр. И даже дети. Вспомним, как недавно нашу юную звездочку, победительницу SanRemo Junior в Италии Ксению Галецкую альтернативные СМИ пытались спровоцировать на высказывания о том, каких взглядов она придерживается. 15‑летний подросток представил свою страну на международном конкурсе под красно‑зеленым флагом, по‑моему, ее позиция очевидна. Именно государство поощряет ее труд и дает ей зеленый свет на большую сцену. Вспомнить только награждение на «Славянском Базаре в Витебске», гранд‑премию спецфонда Президента по поддержке талантливой молодежи, право исполнять легендарную «Завiруху». И так не только с Ксюшей, примеров достаточно. Равно я не понимаю и призывов отменить все постановки, премьеры спектаклей и песен, выставки и концерты, если обстановка в информационном поле напряженная. Люди, вы чего? Новости сменяют друг друга ежесекундно, а искусство — оно вечно.

— Можно ли сказать, что культурная жизнь понемногу оживает после пандемии и событий 2020 года?

— Безусловно. Все возвращается на круги своя. Многие устали находиться в перманентной депрессии и питаться на завтрак, обед и ужин негативом. Понимая, что жизнь одна, люди начинают искать в ней удовольствие и наслаждаться моментами. Из десертов — посещение тех же музеев и театров. Какое счастье, что Купаловский не ушел в небытие, выстоял! И сегодня дебютанты пышут креативом: они репетируют, ставят новые спектакли для любимых зрителей. То же самое можно сказать и про другие творческие коллективы. Сейчас самое время искать и находить ответы на трудные вопросы именно в искусстве, а для этого, конечно же, надо не останавливаться, не зависать в соцсетях, а продолжать заниматься своим делом.

— Как вариант, писать новые песни, если ты музыкант. «Любимую не отдают» группы Аura — это уже золотая классика. Из последних меня зацепила песня группы «Дрозды» — «Хата бацькоў»: по‑моему, у Виталика Карпанова получилось искреннее высказывание, простое и трогательное.

— 15—20 лет назад в Беларуси шоу‑бизнес был на пике. Радийные хиты, национальные премии, мотивация артистов покорять номерами. А после — что? Свернули не туда. Пошла грязь. Неистовое желание положить в карман тысячу‑другую, подставить подножку, быть удобным, улыбаться сквозь зубы.
Но с течением времени — особенно летом 2020‑го — и шоу, и бизнес «загноились». Честно, в некоторых артистах я разочарована и даже готова поверить в то, что их обработали.
Говорю сейчас о NaviBand. Казалось бы, вот появились те люди, которые способны создавать современную музыку, продвигают «мову», я искренне в них верила, слушала, восхищалась. И вдруг они стали петь «политику» и сегодня продвигают свое творчество — или это уже бизнес? — тем, что размещают на своих польских афишах бело‑красно‑белый флаг.

— Знаю, что и тебе два года назад «друзья» предлагали выступить в прямом эфире с плакатом против действующей власти. Где они теперь?

— Еще предлагали выйти с камнем в руках, чтобы бросить его в ­ОМОН. Вполне «человечно». Сейчас бывшие «друзья» где‑то в Польше. Они айтишники, выпускники ­БГУИР. Мы были знакомы еще со школьной скамьи, дружили с детства. Но как только каждый из нас стал обрастать своими делами, работать, начали возникать конфликты. Опять же, я люблю людей вне зависимости от их политических взглядов, каждый из нас имеет право на свое мнение. Зачем же вы мне навязываете свое? Предъявляете ультиматумы, заставляете увольняться и принимать ту точку зрения, сторонником которой не являюсь?
Я свой выбор сделала еще в 2011 году, когда выступила за Беларусь на «Евровидении», с тех пор семь раз все обдумала, взвесила — и позицию не меняю.
— Слушаю и вспоминаю недавнюю историю Марины Овсянниковой, тележурналиста Первого канала в России, которая вышла с плакатом в прямой эфир. Ты понимаешь, как это могло произойти?

— У меня есть много вопросов к героине этой истории. Если ты работаешь в госструктуре, то наверняка читала устав организации, прежде чем его подписать. А если подписалась, автоматически приняла условия работы. Всегда есть выбор — можно пойти работать на другой канал, с противоположными устоями, взглядами, мотивами... Получается, что сотрудница Первого канала долгие годы врала самой себе, предавала себя, ей были чужды те ценности, за которые она выступала. Так зачем тогда было работать? Ради денег? Конечно, еще окружение очень сильно влияет, вполне допускаю, если корреспондент по‑человечески зависим от чужого мнения, то ее могло накрыть информационной волной.



— Почему ты не стала участвовать в шоу «X‑Factor в Беларуси»?

— Мне предложили, и я даже прошла отбор. Целую неделю обдумывала, участвовать или нет. Даем дорогу молодым, решила я. Лучше буду наблюдать со стороны, анализировать, передавать зрителю «сочное»‑закулисное, общаться с участниками... Эта работа не менее важная и интересная. И действительно, за каждым артистом было крайне любопытно наблюдать: какие постановки у ребят прекрасные, аранжировки волшебные, какой окружали их здесь заботой — по‑моему, колоссальный шанс для личностного роста. Моя мама — главный критик шоу‑бизнеса, поскольку была со мной во всех поездках на конкурсы — солидарна, трансформация артистов за время шоу «X‑Factor в Беларуси» произошла очень заметная. Из простых мальчиков и девочек на наших глазах они превратились в настоящих артистов. Сейчас очень важно, на мой взгляд, ребятам не упустить эту волну саморазвития, карьерную волну.
Ведь у нас очень много поющих талантов, но ими никто не занимается, после конкурсов мы их не видим и не слышим. Надеюсь, Белтелерадикомпании удастся сломать эту печальную традицию и мы будем видеть финалистов X‑Factor на наших экранах и слушать их песни.
— Лидия, все поняла, кроме одного — почему ты ушла со сцены в журналистику?

— Всегда нравилась эта профессия. Еще подростком сотрудничала с редакциями газет. В 10‑м классе от «Могилевского вестника» получила задание съездить в Минск на репортаж с национального отбора на «Евровидение». Это была моя первая командировка. И тогда я убедилась: в журналистике мне тоже комфортно. И на данном жизненном этапе развиваться в новой сфере интереснее, сцену уже знатно прочувствовала.
Помню, смотрела на корреспондентов телеканала «Беларусь 1» Нину Можейко, Инну Пилевич, на то, как они работают, снимают, анализируют. Что скрывать: захотела встать с ними в один репортерский ряд. Поэтому выбрала журфак.
Окончила университет, работаю, живу в Минске, пока в общежитии Белтелерадиокомпании.

— Не жалеешь о выборе профессии?

— Ни в коем случае. Я уверенно себя чувствую. С нетерпением жду «Славянский базар в Витебске», это мой любимый фестиваль. Конечно, не исключаю возможности, что когда‑нибудь буду писать музыку, свои песни и исполнять их на сцене. Еще у меня есть мечта открыть продюсерскую студию, чтобы помогать молодым артистам. Но это в далеком будущем. А пока предпочитаю жить здесь и сейчас, радоваться каждому дню, выходить на улицу — улыбаться солнцу. И развиваться, напитываясь ответами на «что, зачем, почему».

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter