Пауза продлится ровно пять месяцев. Премьера намечена на 15 мая, а прощальный спектакль старого «Лебединого озера» состоялся 15 декабря.
Одетта-Одилия - Людмила Уланцева.
Разговоры о том, что самое популярное название в афише Большого театра давно пора обновить, слышны уже года полтора.
— Я бы хотела обновить «Лебединое озеро». Его нужно одеть, по-другому преподнести сценографию, сделать этот спектакль шикарным, — сказала заведующая балетной труппой Большого театра, заслуженная артистка Республики Беларусь Татьяна Шеметовец на своей юбилейной пресс-конференции 1 октября 2019 года.
Это была первая ласточка. В январе Владимир Оводок обмолвился о том, что назначен дирижёром-постановщиком новой версии балета. Буквально назавтра народный артист СССР Валентин Елизарьев признался, что работает над этой постановкой.
— Я много лет работаю в этом театре, но «Лебединое озеро» здесь ни разу не ставил, только один раз возобновлял, — говорит Валентин Николаевич.
В 1986 году спектакль, поставленный в 1978 году народным артистом СССР Асафом Мессерером, вдруг оказался на паузе, но после вмешательства Елизарьева с неизменным успехом прожил еще 34 года.
Кстати, это было уже второе «Лебединое озеро», поставленное Мессерером на белорусской сцене. Первое было в 1967 году. До этого были две постановки заслуженного деятеля искусств БССР Константина Муллера (1938 и 1948 год).
Любопытно, что в советское время «Лебединое озеро» было у нас далеко не так популярно, как сейчас. В 1938 году оно стало пятым по счёту балетом в репертуаре Большого театра БССР. Первым был «Красный мак» (1932), затем «Коппелия» (1935), «Конёк-горбунок» Пуни (1936) и «Тщетная предосторожность» Гертеля (1938).
ГАБТ, Танец маленьких лебедей, 1948
Такая же развлекательная направленность балетного репертуара сохранилась и после войны. Первой в 1944 году была возобновлена «Тщетная предосторожность» Гертеля, затем в 1945-м поставлена «Арлекинада» Дриго, в 1947-м «Дон Кихот» и лишь после этого «Лебединое озеро».
В популярности этого балета Чайковского вообще есть нечто мистическое. Либретто по несуществующей сказке, неизвестно кем написанное (но наверняка не Бегичевым и Гельцером, которые указаны в программке) и кардинально переделанное уже после смерти Чайковского, с двумя разными финалами. Музыка, собранная композитором Риккардо Дриго специально для премьеры 27 января 1895 года в Мариинском театре после того, как авторская версия за 18 лет до этого провалилась в московском Большом. Хореография, созданная Мариусом Петипа и Львом Ивановым также после смерти Чайковского (первым хореографом балета был нынче никому не известный Венцель Рейзенгер). Даже знаменитая «лебединая» картина II акта балета при Чайковском не существовала, а не менее знаменитое «черное па-де-де» Зигфрид танцевал не с Одиллией, а с поселянкой, в которую был влюблён.
И, тем не менее, это творение стало классикой, которая бережно сохраняется и у нас, и во многих других театрах мира, но не везде и не всегда. На несостоявшемся «Балетном лете» 2020 года ожидался гостевой спектакль Раду Поклитару, страшно далёкий от канонического «Лебединого озера».
У Елизарьева же свой, вполне определенный подход.
— Я перед собой поставил задачу — собрать всё лучшее за историю этого спектакля в оригинальных образцах, — говорит наш прославленный хореограф. — Прежде всего, это блистательные фамилии Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского, Асафа Мессерера. Я ни в коем случае не откажусь от классического наследия — то, что нам оставили замечательные мастера, — и постараюсь очень тонко, не вмешиваясь и не разрушая ничего, создать более единую материю.
Можно быть уверенным, что и сценическое оформление, предложенное народным художником России Вячеславом Окуневым, будет выдержано в лучших традициях отечественного балетного театра. Валентин Елизарьев назвал его «абсолютно роскошным».
Предполагаю, что и исполнители главных ролей нам хорошо знакомы.
— В таком спектакле нужна и шея длинная, и руки-крылья, и порода. Я думаю, как минимум, три балерины на роль Одетты-Одиллии в театре есть, — говорит Татьяна Шеметовец.
Но конкретные имена балерин, на которых отшивают 13-слойные пачки, пока держат в секрете.
Впрочем, уже известно, что 11 июня 2021 года спектаклем «Лебединое озеро» откроется VII Международный фестиваль «Балетное лето в Большом». В главных партиях — Одетты-Одиллии и Зигфрида выступят звёзды Большого театра России Элеонора Севенард и Денис Родькин.
juliaandr@gmail.com