♦ Где отечественные предприятия закупают сырье?
♦ Стоит ли пить квас из бочки?
♦ Как в домашних условиях приготовить напиток из ККС?
♦ В каких странах белорусский бренд любят не меньше, чем у нас?
Нет ничего лучше в зной, чем выпить стаканчик прохладного кваса. Заявляем об этом уверенно еще и потому, что, согласно проведенному пару лет назад исследованию, белорусы стали мировыми лидерами по потреблению кваса на душу населения: в среднем каждый из нас выпивает его свыше 6 литров в год. Речь, конечно, о продукте, который производят в промышленных масштабах. Но во многих семьях напиток умеют делать сами. Его не только пьют, но и в виде окрошки, березового кваса (так называют суп из него в деревне Малая Плотница на Пинщине) едят.
По данным Белстата, белорусы по-прежнему активно включают напиток в свой рацион. Более того, объемы его потребления растут. Тут, правда, стоит различать квас и квасные напитки, которые также продаются в наших магазинах. Сделать это можно и не владея технологией изготовления. Отличительный признак натурального кваса — обильная и густая пена, непастеризованный может быть даже с осадком. Невысокий градус алкоголя — 1,2 процента. Если всего этого нет, то, весьма вероятно, перед вами обычная газировка — квасной напиток. Требования Госстандарта жестко регулируют производство и продажу товара. Белорусский квас — это только продукт брожения, а не полученный на основе ароматизаторов.
Итак, по информации Белстата, производство квасных напитков в стране за последние пять лет снизилось. К примеру, в 2016 году произвели 2435, в 2020-м — 1504, в 2021-м — 1646 тысяч дкл (декалитров). В январе — августе 2022 года этот показатель равнялся 1415 тысячам дкл. Для сравнения: в таком же периоде 2021-го — 1473.
Статистика по производству кваса брожения иная — объемы его растут. Если в 2016 году у нас выпустили 5926 тысяч дкл, в 2020-м уже 9421, то в 2021-м — 11 887. В январе — августе 2022 года этот показатель достиг 8280 тысяч дкл. За такой же период прошлого года произвели чуть больше — 9564.
— В последнее десятилетие хлебный квас переживает в Беларуси самый настоящий расцвет. Объемы его производства растут с каждым годом. Он не вытеснил остальные безалкогольные продукты с рынка прохладительных напитков, но уверенно занял на нем свою нишу. Существует множество вкусов от разных производителей. Пить его теперь можно круглый год, и по потребительским качествам магазинный не уступает классическому бочковому. Белорусские квасы промышленного производства изготовлены из натуральных продуктов и по технологии натурального брожения на основе квасного сусла и солода. Лидирующие позиции по их выпуску занимают пивоваренные компании ОАО «Лидское пиво» (доля в общем объеме производства 65 процентов), ЗАО «Бобруйский бровар» (11 процентов), ОАО «Криница» (5 процентов), ОАО «Пивоваренная компания Аливария» (7 процентов), сообщили в концерне «Белгоспищепром».
В маркетинговой службе ОАО «Лидское пиво» подтверждают: объемы производства и потребления кваса в стране растут. По мнению специалистов, связано это с тем, что люди все чаще выбирают напитки, изготовленные из натуральных компонентов. Во-вторых, «Лидское пиво», да и их конкуренты, постоянно расширяют вкусовую линейку продукта, экспериментируют с тарой. В Лиде, к примеру, не так давно, ориентируясь на предпочтения молодежи, его стали разливать в жестяные банки.
Говорят, квас — он и в Африке квас. Но это точно не про белорусский продукт. Ассортимент ориентирован на разные вкусовые пристрастия. Самый популярный, конечно, классический.
— Продолжаем расширять вкусовую линейку. Потребители оценили напиток с березовым соком, экстрактом корицы, а также нефильтрованные квасы CRAZY CRUSH с освежающим вкусом спелого апельсина и прохладным оттенком мяты, с соком клюквы. В октябре запускаем новую линейку — со вкусом печеного яблока, — отметила ведущий бренд-менеджер Инна Василевич.
Не отстают в соревновании по оригинальности другие производители. ОАО «Криница» выпускает со вкусом мяты и клубники, ОАО «Пивоваренная компания Аливария» — «Белый квас Flower Power» с добавлением ромашки и ревеня. И судя по тому, что производители ежегодно удивляют все новыми видами, рынок кваса в Беларуси еще до конца не сформирован.
Средняя цена за литр напитка — около 3 рублей. Активнее продажи идут через крупные торговые сети. Квас — сезонный продукт, львиная доля реализуется к середине августа — сентябрю.
Традиция продавать квас в бочках, к которым в летний зной выстраиваются очереди, все еще сохраняется. Но, конечно, не в тех объемах, что были в советские времена. И теперь просто плюхнуть напиток в бочку нельзя: запрещено санитарными нормами. Внутрь вставляется кег — безопаснее для здоровья хранить и реализовывать в этих специальных пластиковых или металлических емкостях.
Отечественный производитель подумал и о тех, кто предпочитает готовить продукт дома. К примеру, УП «Полоцкие напитки и концентраты» предлагает концентрат квасного сусла, его можно найти на прилавках в торговых сетях. На предприятии поделились рецептом: на 5 литров кваса — 10 столовых ложек ККС, 8 столовых ложек сахара, 20 граммов прессованных дрожжей. Дать постоять 18 часов при температуре 25—30 градусов. Охладить, слить осадок, пить!
Промышленные же предприятия сырье для производства кваса в основном импортируют из России — Костромы, Казани. С недавних пор и нам есть что предложить.
— На «Полоцких напитках и концентратах» прошла модернизация — установили современный фильтр-пресс. Благодаря этому до 2015 тонн в год выросли объемы производства, существенно улучшилось качество, продукт не уступает зарубежным аналогам. В этом убедились крупные отечественные предприятия, в том числе ОАО «Лидское пиво», «Криница». Есть хорошие перспективы «Полоцким напиткам и концентратам» стать монополистом в области производства ККС, — рассказал заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Белсолод» Олег Кухарчук.
Объемы экспортируемого кваса на предприятиях не уточнили, поделились географией поставок. Бренды «Лидский», «Старажытны», «Хатнi» и «Алiварскi» известны за пределами страны. Белорусский квас продается в России, Израиле, Германии, Армении, Грузии, Литве, Польше. В ОАО «Лидское пиво» добавили: с недавних пор напиток из натуральных компонентов добрался до Латинской Америки — например, до Чили. Намерение экспортировать наш продукт высказала одна из китайских компаний.
Не менее популярен и в других странах. Маркетологи «Лидского пива» некоторое время назад проводили анализ и выяснили, что по потреблению кваса лидируют Россия, Польша, Украина, Литва, Латвия. Нравится он людям во многом благодаря моде на здоровое питание и натуральные напитки. С полок почти вытеснены квасные напитки и порошковый квас.
Другое дело, что из-за нехватки газа в Европе выпуск пива и кваса в перспективе может сократиться, а некоторые компании и вовсе думают о закрытии заводов. Вслед за европейскими ограничивают производство американские предприятия. Причина та же — дефицит углекислого газа. Это может привести к сокращению рабочих мест и повышению цен на этот сегмент товаров.
veselukha@sb.by