Кувшинки не хуже французских расцвели в Глубокском районе

Кувшинки глубокского окраса

За импрессионистскими пейзажами — в Ореховно и Мосар

Чем теплее климат, тем ярче окрас у распахнутых бутонов водяных лилий. Не зря они были любимыми цветами знаменитого импрессиониста Клода Моне, которые тот без устали разводил в своем саду. Если вы разделяете эту любовь к прекрасному, совсем не обязательно лететь во французскую деревушку Живерни, где имение и музей художника. Можно, не выезжая из страны, добраться в уникальный туристический комплекс в Мосаре Глубокского района. Или в менее раскрученный дендросад местного опытного лесхоза, что и сделала корреспондент «СГ». Здесь есть что посмотреть и чему поучиться для обустройства своей усадьбы, ведь по размерам эта сокровищница занимает второе место в стране после Центрального ботанического сада НАН Беларуси. 


В ДЕРЕВНЕ Ореховно нужно свернуть на стоянку и пройти по аллее к ажурным воротам. В особую атмосферу попадаешь уже на входе. Дендропарком занимаются три лесовода и мастер Елена Дайлиденок. Для уроженки глубокского Марцебылино это работа мечты, к которой она стремилась много лет. Как будто здесь другой мир — пение птиц, аромат хвойных, чубушника, игры белок. Забываешь обо всех проблемах.

— Еще с древних времен считали, что дерево обладает невероятной силой, способно вылечить человека от любой болезни, зарядить положительной энергией и даже исполнить желание, — рассказывает моя проводница. — И знаете, полностью согласна с их убеждениями: любить природу — значит жить в гармонии с собой.

Мастер „дендросада Елена  ДАЙЛИДЕНОК
Лилии, к моему удивлению, не считаются здесь особой экзотикой. 

— Кувшинки, или водяные лилии, обычно белого, розового и красного цветов, — объяснила Елена Петровна. — Разводить их в парках и усадьбах начали уже в XIX веке.

В мире известно до 50 видов и разновидностей кувшинок. Растения любят чистую воду, поэтому, если разводить их в пруду, его придется регулярно чистить. Размножаются лилии с помощью корня. Можно опустить стебель прямо в грунт водоема, привязав тяжесть к его нижней части. Опустившись на дно, он прорастает и размножается дальше самостоятельно. Кроме того, иногда ростки продают в специальных контейнерах-корзинах. Их несложно поднять из пруда и даже перенести в другое место. Когда закладывали дендросад, сразу запланировали три искусственно созданных водоема. Но кувшинки украшают только один из них. Еще одна особенность этих красивых растений — цветут до самой осени, украшая сад дольше всех других. 

Один и тот же сорт может выглядеть по-разному. Насыщенность окраски зависит от температуры. Чем теплее сезон, тем ярче лилия. 

Молодожены, приезжающие в дендросад на праздничную фотосессию, обычно стремятся запечатлеть себя рядом с изящными лианами, обвивающими специальные стойки. Наверное, они и не подозревают, что эта живописная экзотика имеет довольно устрашающее название — древогубцы. Если рядом растет молодое деревце, этот зеленый сосед может так сильно закрутить стебель вокруг его ствола, что оно засыхает. 

Крепость уз и стабильность символизируют и двухсотлетние дубы, которые выросли здесь задолго до начала истории самого сада. Многие спрашивают: не появился ли он на месте бывшей усадьбы какого-то магната? Нет, идея создания объекта возникла у специалистов лесхоза в конце 50-х годов прошлого века. Сначала хотели заложить небольшой дендрарий на площади около 2 гектаров. Позже площадь выросла, а коллекция на пике насчитывала до 550 видов древесных растений. «Отцом» дендросада стал Виктор Ломако, инженер лесных культур. Примечательно, что в этом году ему исполнилось бы 110 лет. Виктор Антонович полностью посвятил свою жизнь любимому саду, у него не было семьи и детей. А дожил до весьма солидного возраста — 91 года. Не исключено, что свою роль сыграла окружающая его на работе красота. 

— Часто вижу на аллеях женщин — любительниц скандинавской ходьбы, — делится наблюдениями Елена Дайлиденок. — Иногда замечаю, как некоторые гости и дубы обнимают, и березки. А местные говорят, что в дендросаде нормализуется давление. 

Аллея с хвойными растениями не может не привлечь горожанина: в мегаполисе обычно скучаешь по такому чистому и ароматному воздуху, как под соснами. Мастер дендросада заметила, что обычно хвойникам и туям отдают предпочтение мужчины, обустраивая свой участок. Им по душе чистота и строгость: «Это очень практично и красиво. Если туи подкармливать, они быстро растут. Так можно создать настоящий забор, который защитит дом и сад от уличной грязи».


Шаровидные и пирамидальные туи, горные сосны, можжевельники, пихты, кипарисовики, ягодный тис и лиственница... Если хочется украсить свой огород модными хвойниками, лучше заниматься посадками осенью или весной. Туи в принципе неприхотливые. Главный враг для них на деревенском подворье — кот. К сожалению, из-за продуктов жизнедеятельности любимцев саженец может даже погибнуть, сгореть. 

Начальник питомника Глубокского опытного лесхоза Евгений Тарасенко дополнил эти рекомендации своими замечаниями. По его мнению, лучший посадочный материал — хвойные растения небольшого размера, до 30—40 сантиметров. Они легче приживаются и укореняются, удобнее позже формировать крону. 

ОБРАТИЛА внимание на маньчжурский орех. Растение обладает сильным противомикробным действием — такой деревенский «очиститель воздуха». Елена Петровна рассказала любопытную историю, связанную с его предполагаемыми лекарственными свойствами. Китайские ученые обнаружили в плодах ореха особое вещество, способное тормозить рост раковых клеток. Возможно, какие-то народные средства из него делают и у нас. Однажды к мастеру дендросада обратился незнакомый посетитель и попросил разрешения сорвать несколько орехов. Пожаловался, что жена больна раком и для лекарства необходимы именно эти плоды. Ему, конечно, разрешили. Помогло ли? К сожалению, больше не приезжал... 

Никогда бы не подумала, что магнолию — исключительно капризное создание, цветущее только на жарком юге, — повстречаю в Придвинье. Однако мы на северо-западе Витебщины, и вот она — красавица, хотя соцветия мельче, чем, к примеру, на Минщине. Да и рододендроны прижились. Вот такая глубокская экзотика, которую вовсе не ожидаешь увидеть. Гостей же в день моего посещения всего ничего. Не было и школьных туристических групп из-за эпидситуации. Правда, сейчас и во французском саду Моне, наверное, нет толп туристов. А зачем нам, в принципе, в экскурсионную толпу, да еще в период пандемии? Природа любит тишину. И всегда можно найти что-то диковинное в своем краю. 

yasko@sb.by


Фото автора и Елены ДАЙЛИДЕНОК.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter