Дело в том, что нарушения, которые выявила польская пожарная служба, могут обнаружиться и в ряде наших заведений. Сказывается специфика этого бизнеса. Ведь на что только не идут некоторые организаторы, чтобы удивить клиентов. Или сэкономить на оформлении локации. Так, в интерьере польской квест‑комнаты, где произошло ЧП, широко использовались легковоспламеняющиеся материалы. Кроме того, установили, что электропроводка была самодельной. В инструкции квеста указывалось: несовершеннолетние могут участвовать в развлечении только со взрослыми. Погибших допустили одних... Это ведь может повториться где угодно! Аналогичные мысли, похоже, возникли у специалистов пожарного ведомства Украины: они проверили квест‑комнаты в киевских ТРЦ.
СУТЬ ПРЕДМЕТА
Помещение в подобных играх оформляется в соответствии с тематикой квеста. Например, это может быть детектив или ужастик. Посетители отгадывают различные головоломки. В хоррор‑квестах людей вдобавок пугают, с ними взаимодействуют актеры. Еще там, кроме интеллектуальных способностей, необходимо проявлять и физические: силу, ловкость, скорость.
В то же время опасение вызывает не только вероятность возгорания. Многие участники минских хоррор‑квестов жалуются на синяки и царапины... Это, можно сказать, общеизвестный факт. Убегая в темноте от жуткого персонажа, люди зачастую куда‑нибудь врезаются. Организаторы могут не заметить торчащий гвоздь или другие выступающие предметы. Мы уже писали об опасностях подобной категории квестов и выяснили, что каких‑то общих стандартов для организации подобной деятельности не предусмотрено. Ответственность за качество таких услуг лежит на организаторах.
Разговор с владельцами квест‑комнат
Кто, кроме учредителей, контролирует безопасность подобных развлечений? Ведь польский пример показал, насколько формально могут относиться к соблюдению этого важного компонента. Спросим у самих организаторов. В некоторых заведениях на заявленную тему не захотели общаться. Но все‑таки удалось поговорить с руководителем, который не смутился, что речь пойдет не о рекламе. Евгений даже попросил не указывать название его проекта: «К нам время от времени приходят представители МЧС. Особое внимание они уделяют наличию и исправности пожарных извещателей. Проверяют и возможные изменения в планировке помещения. После происшествия в Польше мы провели консультацию с сотрудниками. Не все понимают, как себя вести в чрезвычайных ситуациях. Многие могут запаниковать и забыть об игроках. Обратили внимание, что в случае ЧП необходимо сразу же обесточить помещение, чтобы двери могли свободно открываться». Другой представитель этой сферы развлечений заявил, что к ним от МЧС не приходят, а «навещает» ответственный за пожарную безопасность предприятия, у которого арендуется помещение. Он осматривает территорию квеста раз в год.
Что говорят в надзорных ведомствах
Официальный представитель МЧС Виталий Новицкий рассказал, что инспекторы осматривают все помещения объекта, а за его состояние безопасности отвечает собственник: «Инспектор МЧС при мониторинге или проверке потребует устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности, но очевидно, что в каждодневном режиме это задача владельца». Может, Госпромнадзор, который в том числе контролирует безопасность аттракционов, проверяет и помещения для квестов? Однако там сказали, что такой вопрос не входит в компетенцию ведомства: «Госпромнадзор уполномочен проводить проверки организации работ в отношении опасных производственных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности».
Как видим, пока внимание подобным заведениям уделяется лишь в плоскости пожарной безопасности. К одним заглядывают инспекторы МЧС, других контролирует собственник здания, руководители третьих вовсе стараются не поднимать тему проверок. Не совершается и рейдов, как это делается, допустим, в случае с аттракционами перед началом сезона. Может, квестам, которые с каждым годом посещает все больше людей, все‑таки следует уделять повышенное внимание? Сфера‑то специфическая. В кафе при задымлении будет понятно: нужно скорее выходить. Но во время игры с экстремальным сценарием можно принять ЧП за очередное испытание. А кто контролирует наличие опасных мест в помещении? Сами организаторы, которые в разговоре не скрывали: иногда мелкие травмы случаются, с пострадавшими клиентами договариваются.
Проверят от и до, если...
Так кто же может провести полноценный мониторинг квестов? Оказалось, он возможен со стороны Генпрокуратуры. Официальный представитель ведомства Дмитрий Брылев отметил, что проверки исполнения законодательства в этой сфере не исключены: «Мы в курсе ЧП, происходящих на квестах в соседних странах, и обеспокоены сложившейся тенденцией. Разумеется, если будут выявлены жалобы или обращения в учреждения здравоохранения с физическими, психологическими травмами, полученными на квестах, то с нашей стороны обязательно последует реакция. Тут же будут приняты меры прокурорского реагирования. Кроме этого, мы заинтересованы в максимальной информированности населения о возможных опасностях, которые несут эти развлечения».
Квесты — захватывающее и даже полезное времяпрепровождение. Но только при железной гарантии их безобидности. Хотелось бы, как и в случае с аттракционами, знать, что все они не угрожают здоровью и жизни игроков. Хорошо бы уделить этой сфере дополнительное внимание, разработать специальные нормы. Почему бы, скажем, не создать сообщество квестов Беларуси, как это сделали в России? Целенаправленная проверка подобных заведений для выявления опасных огрехов, думается, действительно не помешает. Возможно, и до того, как что‑то случится. Любители квестов будут только благодарны, если им скажут, в какие мини‑приключения отправляться абсолютно безопасно.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В России после множества ЧП вопросу безопасности уделяется серьезное внимание. Тема поднималась даже депутатами Мосгордумы. Есть и Национальная ассоциация квест‑индустрии. После происшествия в 2017 году, когда в Москве 12‑летняя девочка распорола лицо, это сообщество принялось за разработку единых стандартов безопасности. Вот лишь некоторые. Узкие лазы, выступы необходимо обработать специальными материалами. Особо опасные места — обеспечить достаточным освещением, а острые предметы — убрать или сделать неопасными. Топоры и другие «орудия» — заменить макетами.
zhur@sb.by