СПЕЦИАЛИСТЫ Россельхознадзора намерены проверить девять мясоперерабатывающих комбинатов, закрытых для поставок в Россию своей продукции из-за выявления генетического материала вируса АЧС. К 10 февраля ведомство должно окончательно решить: пускать белорусское мясо на российский рынок или запретить его поставки. В том числе говядину.
Ограничительные санкции на экспорт мясо-молочной продукции в Россию болезненно ударили по рентабельности и доходам наших перерабатывающих комбинатов. На складах скопилось немало готовой продукции, а выручка от продаж продовольствия сократилась из-за резкой девальвации российского рубля. Что касается ограничения ввоза, однозначно и не скажешь, это конкуренция или большая политика. Скорее — и то и другое. За последние годы большинство предприятий переработки модернизировались по европейским стандартам, лаборатории техперевооружены, получили соответствующие аккредитации.
Но, как показывает жизнь, Россельхознадзор настроен принципиально, зачастую — предвзято! Об этом говорят неоднократные случаи выявления фальсификации белорусского продовольствия и документов к нему. В любом случае нельзя допустить ни малейшей возможности придраться к качеству нашей сельхозпродукции. Не дать им зацепиться даже за какую-нибудь мелочь.
О геноме вируса африканской чумы свиней (АЧС) сегодня не говорит, пожалуй, только ленивый. И это понятно: с октября рейтинг этой темы в СМИ вырос из-за заявлений Россельхознадзора. Каковы версии? По мнению Минсельхозпрода, «свинью» отечественным производителям могли подложить поставщики импортного сырья. Нельзя не вспомнить и о том, что в республике ранее были обнаружены два очага вируса.
Недавно на площадке ЕЭК прошли переговоры с участием министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонида Зайца и руководителя российского ведомства ветеринарного и фитосанитарного контроля продукции Сергея Данкверта.
Итог — в конце недели должны начаться частичные поставки с девяти мясоперерабатывающих комбинатов, в продукции которых Россельхознадзор ранее выявил генетический материал вируса АЧС. Наши ветеринарные службы накануне завершили необходимые работы, подготовили пакет документов по каждому предприятию. Они будут отправлены в Москву, где и будет решен вопрос возобновления поставок готовой продукции из говядины и, возможно, свинины.
На это обращал внимание министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц на вчерашней планерке, требуя от специалистов ведомства жесточайшего контроля всех 20 мясокомбинатов. Все документы должны быть правильно оформлены, чтобы у проверяющих не возникло ни малейших сомнений, которые, в конце концов, ведут к претензиям по качеству нашей продукции. От того, как комбинаты сработают и подготовятся к проверкам, зависят не только их доходы, но и экспортная выручка страны. В противном случае меры будут приниматься кардинальные.
На планерке речь шла и о «молочке». На рынок соседки идет значительная часть молочного сырья. Падение спроса на российском потребительском рынке не позволяет белорусским производителям наращивать поставки молочной продукции в Россию до бесконечности. Поэтому главное — качество. После введения эмбарго российские «молочники» нарастили свое производство, но остался дефицит в сегменте сыров, по некоторым оценкам, в размере около 400 тысяч тонн, который они не смогут восполнить. Беларусь традиционно поставляла в Россию около 100 тысяч тонн продукта, 300 тысяч тонн сыра составляли поставки из третьих стран.
Есть перспективы для нас? Безусловно. Но на сцену снова выходит Россельхознадзор. Нужно улучшать качество. ГОСТы Российской Федерации — это, по сути, технические условия, действующие в странах ЕЭС. Они требуют как от производителей сырья, так и переработчиков кардинально пересмотреть устоявшиеся годами стереотипы, мол, рынок проглотит все. Ранее мы выигрывали ценой, сегодня этот фактор ушел в прошлое. Нужна качественная и безопасная продукция, соответствующая всем нормативам.
Леонид Заяц подчеркнул, что сейчас идет работа над новыми параметрами. Белорусская «молочка», если намерена экспортировать продукцию в Россию, должна работать по их стандартам. Что это значит? Норма соматических клеток не должна превышать 200 тыс/см3, а не 300, как это было до сих пор. Если выше — молоко, по российским меркам, некачественное.
Глава Минсельхозпрода еще раз обратил внимание специалистов, чтобы они безотлагательно выезжали на места. Необходимо еще и еще раз объяснять и напоминать животноводам, что антибиотики, другие лекарственные препараты могут попасть в молоко разными способами. Иногда, казалось бы, коров не лечили, а в молоке нашли антибиотики. А причины оказываются банальными — несоблюдение гигиены. Канистры с моющими или дезинфицирующими средствами не закрывают крышкой, средства начинают плесневеть, а на это никто не обращает внимания. Тогда проблем не избежать, пользы такая промывка зала не принесет, или установка выйдет из строя.
А если все же коров лечили? В таком случае, гласят прописные истины, необходимо учитывать физиологические особенности животных. На упаковке с лекарством отмечается, что через четыре дойки оно полностью выводится из организма коровы. Но каждая буренка реагирует на препараты по-разному. Также большое значение имеет качество силоса, который скармливают коровам. Если он поражен плесневыми грибами, то антибиотик непременно будет присутствовать в молоке. Словом, десятки факторов, от которых зависит качество молока и продуктов из него. Не будет здесь порядка — «злазь з даху!», резюмировал министр.
КСТАТИ
Леонид Заяц на планерке поставил задачу аграриям: 2015 год должен стать годом качества отечественной сельхозпродукции. Слишком многое от этого зависит.
germanovich@sb.by