На днях Глава государства по пунктам разобрал принятую самозванцами программу. Последствия предлагаемых шагов, а также текущую повестку дня мы попросили прокомментировать экспертов.
Андрей Семиков, военный эксперт:
— Среди требований оппозиционного «штаба» — выход из ОДКБ, закрытие узла военно-морской связи в Вилейке, радиолокационной станции под Барановичами, а также исключение из общей системы ПВО с Россией. Первое. Закрыть станции — это полностью «ослепить» и систему ПВО Беларуси. Второе.
Выход из ОДКБ считаю фактически полным разоружением нашей страны.
Когда мы в общей, единой системе, то можем гораздо эффективнее отражать любые атаки. Рассуждаю гипотетически. Наши механизированные бригады сильны. В первом эшелоне обороны. Но дальше им будет нужна поддержка по союзному договору союзных войск. Если потребуется отразить наступление внешних сил с Запада.
Кроме того, любая армия держится на экономике. Экономика — во многом на оборонной промышленности. Взять, к примеру, Минский завод колесных тягачей. Кому нужны тягачи для стратегических ракет или тягачи, которые перевозят громадные трубы для газовой и нефтяной промышленности? Только России. Европе — не нужны. Так почему нам предлагают выйти из Союзного государства, ЕАЭС и закрыть границу? Отрывая себя от этого пространства, мы можем лишиться всех этих заказов. Выход из Евразийского экономического союза, ко всему прочему, приведет к пошлинному перемещению наших товаров уже внутри пока общей территории, что еще больше снизит нашу конкурентоспособность.
Промышленность Беларуси на 70—90 процентов ориентирована на российский рынок. Отказ от этого рынка может привести к краху в течение одного года.
Поэтому работникам заводов, прежде чем поддерживать оппозицию, надо изучить их программу, а также проанализировать, к чему приведет эта поддержка.
Борис Федоров, председатель Гродненского городского совета депутатов:
— Меня предложенные пункты шокировали. Я никогда не ожидал, что программа будущих гипотетических лидеров или политического движения может быть сформулирована с настолько откровенной целью — полностью обрубить все политические и экономические контакты с Россией и сдаться на волю тех, кто нам — возможно — поможет. Понятно, что такие мысли есть у многих, но чтобы так откровенно и последовательно все это изложить… Да, в России также зачастую говорят прямо: Беларуси нужно определиться, с кем она. Но там это слова отдельных политиков. Не позиция страны. В программе же сформулировано конкретно и по шагам: мы — с Западом. Но почему перед нами вообще должен стоять этот вопрос?
Поэтому считаю, что пункты данной программы — это не про независимую страну. Про что — не знаю. Эта программа страну уничтожит.
Виталий Демиров, аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ):
— С точки зрения роста благосостояния и устойчивости нашей страны на международной арене программа «координационного совета» оппозиции представляется достаточно сомнительной. Особенно это касается предложения о выходе Беларуси из ЕАЭС и других интеграционных структур на постсоветском пространстве. Экономические тренды последних десятилетий привели к значительному росту зависимости крупных компаний от глобальных рынков и цепочек создания стоимости. При этом снижение ставок таможенных пошлин сопровождалось существенным повышением роли нетарифных мер: сертификации, норм экологической безопасности, санитарных и фитосанитарных требований и т.д. Возрастало значение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности. Можно прогнозировать плавный переход от торговых и валютных войн к ограничениям на вывод капитала из развитых стран, ужесточение валютного регулирования. Нужно понимать, что это произойдет в любом случае, и вопрос лишь в том, будет ли обвал глобальных рынков достаточно болезненным для Беларуси или же он будет скомпенсирован внутренней системой, имеющей устойчивость по отношению к внешним условиям.
Если речь идет о странах с небольшой открытой экономикой, данная устойчивость достигается за счет участия в интеграционных объединениях и формируемых в постглобальную эпоху макроэкономических регионах. В условиях либерализации глобальных рынков последствия от возможного выхода из ЕАЭС можно было бы хоть как-то сгладить, перенастроив внешнеэкономический вектор. Теперь, на фоне новых экономических трендов, эти последствия могут быть буквально катастрофическими. Фактически результаты кропотливой работы по постепенному преодолению ряда нетарифных ограничений, действующих в ЕАЭС, будут помножены на ноль.
Принимая во внимание, что с учетом прямых и косвенных эффектов от кооперации Беларуси с Россией в рамках Союзного государства и ЕАЭС формируется около половины ВВП нашей страны (59,964 миллиарда долларов в год), выход из указанных интеграционных структур может привести к потере от 20 до 25 процентов от ВВП, подрыву конкурентоспособности и снижению благосостояния белорусского народа.
Юрий Наркевич, член Совета Республики, председатель Брестского областного Совета депутатов:
— Приведу лишь несколько цифр. Внешнеторговый оборот по товарам предприятий Брестской области и Российской Федерации за первую половину этого года составил свыше миллиарда долларов США.
Экспорт в Россию в общем объеме экспорта товаров области занимает 70 процентов.
С нашими восточными соседями торгуют 553 предприятия. В области зарегистрировано более 300 предприятий с российским капиталом. А в СЭЗ «Брест» — 17 подобных компаний с объемом инвестиций 350 миллионов долларов и 270 миллионов евро, где, между прочим, работают около 3400 человек. Заключены соглашения о сотрудничестве между нашим регионом и 26 регионами РФ. При прекращении экспорта в Российскую Федерацию потери валютной выручки для области составят около 150 миллионов долларов ежемесячно. Так почему мы должны выходить из всевозможных союзов с Россией, если это наш основной партнер?