Что надо для того, чтобы высший авиационный колледж стал академией
В ходе недавней рабочей встречи глава государства Александр ЛУКАШЕНКО и министр транспорта и коммуникаций Анатолий СИВАК обсудили вопрос преобразования Минского государственного высшего авиационного колледжа в академию. У нашей страны свыше полусотни воздушных трасс общей протяженностью 25 тысяч километров, авиаперевозки все больше набирают популярность — в этом году их объем вырос на 20 процентов. Поэтому вопрос о создании своей авиационной академии вполне закономерен.
На встрече обсуждалось множество тем, среди которых и сроки такого преобразования. Одни источники информации говорят, что колледж станет академией уже в сентябре этого года, другие предрекают смену статуса в течение года. Также ряд интересных версий есть по поводу того, когда же у нас начнут готовить пилотов гражданской авиации, будет ли приток иностранцев в новую академию, сможет ли академия на льготных условиях принимать на обучение бывших выпускников среднего и высшего звена? Вопросов много, впрочем, как и вариантов ответов на них.
Чтобы во всем разобраться, корреспондент «СГ» отправился прямиком в лоно школы белорусской авиации — пока еще в Минский государственный высший авиационный колледж. Начальник учебного заведения Александр ЛАПЦЕВИЧ рассказал о перспективах, которые откроются перед новой авиационной академией.
Деньги те же
По словам начальника колледжа Александра Лапцевича, к такому преобразованию учебное заведение готовилось почти десять лет:
— Вся работа началась в 2004 году. Состоялась международная конференция, на которой обсуждался этот вопрос. Правда, тогда говорили об институте с объединением всего авиационного потенциала Беларуси. Однако Министерство финансов всегда занимало отрицательную позицию по поводу какой-либо реорганизации учебного заведения, мотивируя это значительными финансовыми затратами, которые нужно пустить на развитие материальной базы, закупку оборудования и техники.
Это вполне понятно, ведь авиационная техника очень дорогая. Однако сегодня перед колледжем стоит другая задача, поэтому огромных материальных затрат не предвидится. На момент изменения вида учебного заведения, по подсчетам Александра Анатольевича, пойдут те же деньги, которые надо было выделить высшему колледжу на ремонт общежитий, покраску фасадов, приведение зданий и сооружений в нормальный вид.
Деньги потребуются в первую очередь на научно-исследовательскую вертикаль. Согласно Кодексу об образовании, высшие колледжи не занимаются наукой, то есть не готовят специалистов по второй ступени высшего образования — магистратура. Без этого будущее единственного в стране авиационного учебного заведения остается под вопросом. Не подготовив достойную смену профессорско-преподавательскому составу, который сейчас имеет средний возраст 69,7 лет, через пять лет колледж авиации выйдет в точку невозврата.
— Как говорят в авиации: когда нет топлива — на аэродром не сядешь. Без соответствующих специалистов толку не будет. Образование академии как раз позволит нам пройти эту точку невозврата и наполнить новым содержанием то, что мы имеем. Если это состоится, то учебное заведение будет иметь кадровую безопасность, — считает Александр Лапцевич.
За десять лет колледж авиации подготовил структуру учебного заведения, которая соответствует виду академии. Сейчас в колледже шесть специальностей по среднему уровню и столько же — по высшему. Если провести исторический экскурс, то знаменитая МАТУГА (Минское авиационно-техническое училище гражданской авиации), с которой все и начиналось, первоначально имела две специальности по уровню среднеспециального образования. Теперь в колледже двенадцать специальностей, кроме того, есть весь спектр специальностей по повышению квалификации и переподготовке кадров.
— Нам удалось, как сказал Президент, сохранить старую школу по подготовке кадров для авиации, — уточнил начальник учебного заведения.
Сейчас в колледже более тридцати процентов преподавателей, которые имеют научную степень доктора или кандидата наук, научное звание профессора или доцента. Вот это как раз таки и позволяет говорить об изменении вида колледжа.
Сельчане тоже хотят в небо
Вот уже 40 лет Минский авиационный колледж готовит таких специалистов, без которых покорять небо было бы вряд ли возможно. Специалисты по обслуживанию авиационного и радиоэлектронного оборудования, по управлению воздушным движением. Всерьез замахнулись и на перспективные специальности, например, связанные с беспилотниками. Кафедру создали еще три года назад.
— Готовим специалистов по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов. Сейчас это очень перспективное направление, беспилотники используются во всех отраслях: и в МВД, и в МЧС, и в погранслужбе. Современные достижения науки позволили создать такой аппарат, который наделен интеллектом, нам же, в свою очередь, нужно подготовить людей, которые с этой техникой смогут работать, — рассказывает Александр Анатольевич.
Уникальность факультетов и хороший уровень подготовки привлекают молодежь. Так, на двух факультетах — военном и гражданской авиации — обучается 1600 человек.
— Почти семьдесят процентов из них — курсанты из регионов. Ребята из сел — очень способные, многих нам хотелось бы видеть у себя снова, уже в академии в качестве магистрантов, — говорит Александр Лапцевич.
Ежегодно колледж готовит 170 выпускников, в основном это технические специалисты — инженеры, механики и диспетчеры организации воздушного сообщения. Павел Никитин из деревни Будслав Мядельского района — также выпускник колледжа. Парень закончил факультет гражданской авиации в прошлом году. Сейчас радиоинженер, работает на Минском авиаремонтном заводе. На вопрос о решении связать свою жизнь с авиацией, отвечает просто: «Люблю небо». Хотя работать приходится на земле, в планах у бывшего курсанта освоить специальность летчика гражданской авиации. Если откроют академию, такая возможность у него появится. Кроме того, снова поступить в авиационный вуз можно на сокращенный курс.
Высший пилотаж гарантирован
Сейчас у тех, кто мечтает о полетах, есть шанс получить удостоверение пилота-любителя. Для этого нужно прослушать курс лекций на базе факультета повышения квалификации колледжа, а также пройти практику — налетать более 40 часов. Единственная проблема в том, что час такого занятия стоит ни много ни мало — 350 долларов. Не трудно посчитать, сколько юному мечтателю придется заплатить за это удовольствие. Однако спрос на данный вид услуг есть, колледж уже подготовил 94 таких пилота.
Что касается подготовки летчиков гражданской авиации, Александр Лапцевич отметил, что это в недалеком будущем. Единственная проблема, что нет соответствующей материально-технической базы. В том числе необходимы тренажеры, цена которых не маленькая. Если возможность такого обучения появится, то приток иностранных студентов увеличится. Сейчас здесь обучается больше ста иностранных студентов из Молдовы, Армении, Таджикистана, Туркменистана.
— К нам приезжает очень много зарубежных гостей, которые хотели бы получить вторую ступень высшего образования, однако когда узнают, что магистрантов у нас не готовят, уезжают. Появление магистратуры — еще один плюс академии, — считает начальник.
К тому же обучение в Беларуси в разы дешевле, чем у наших соседей. Так, например, ведущие авиационные вузы России в Москве и Санкт-Петербурге запрашивают с курсантов от двух до трех с половиной тысяч долларов за год, у нас же по аналогичным специальностям обучение стоит в пределах тысячи.
Колледж и создаваемое на его базе учебное заведение решено оставить «под крылом» отраслевого министерства. Точные сроки реорганизации пока уточняются. Начальник колледжа отметил, что документ о преобразовании находится на рассмотрении. Возможно, колледж приобретет статус академии этой осенью. Однако точно известно, что академия станет учебным заведением высшего пилотажа.
Татьяна БИЗЮК, «СГ»
Фото из архива колледжа