Европейские чиновники подрезают своим авиакомпаниям крылья

Крутое пике

Глупость, доведенная до абсурда. Авиакомпании «Белавиа» запретили летать в Латвию, Литву, Францию, Великобританию, Украину, Швецию, Чехию. О приостановке воздушного сообщения с нашей страной объявила Украина. Рейсы в Минск отменил польский LOT. Еще ряд перевозчиков заявили о том, что будут облетать нашу территорию стороной. Такова благодарность от еврочиновников за… реальную помощь и небезразличие. В Национальном аэропорту Минск, напомним, в это воскресенье аварийно сел «Боинг», выполнявший рейс по маршруту Афины — Вильнюс. Имелась информация: на его борту заложена бомба, взорваться она должна была аккурат над литовской столицей. Только вот на Западе (да и не только) ситуацию попытались перекрутить в немыслимое русло. Об инциденте заявили как о захвате воздушного судна, спланированной акции по захвату летевшего этим рейсом «независимого журналиста» Протасевича, ради которого в воздух пришлось даже поднять истребитель. Ввели самые настоящие санкции, а по сути попытались заблокировать небо. Не только для белорусов. Но и для своих пассажиров. И это несмотря на опубликованные доказательства. Не дожидаясь результатов официального расследования. Накануне саммита ЕС. Оперативно и слишком уж скоординированно. И такое поведение, подмечают эксперты, наталкивает на определенные мысли. ­


«СБ-тенденции» собрали комментарии, мнения и цифры по поводу.


Владимир Макей, министр иностранных дел:

— Принципиально важен один момент. Допустим, Запад озвучил политические претензии к властям. Но что нарушила «Белавиа»? За что вы наказываете конкретных людей и причем здесь добропорядочная авиакомпания, которая перевозит граждан? Это же ведь та компания, которую вы, шведы, англичане, американцы, прибалты, украинцы и многие другие публично благодарили за содействие в эвакуации своих граждан в разгар пандемии.


Евгений Шевченко, народный депутат Украины (в своем телеграм-канале):

— Кабмин объявил полный запрет на полеты в Беларусь. Решение касается не только прямого авиасообщения, но и транзитного. Что мы теряем? ​В 2020 году было 10,5 тысячи транзитных авиаперелетов белорусских авиакомпаний, что составляет 7,5 процента всего трафика в небе Украины. Это довольно значимые величины, так как в прошлом году из-за пандемии COVID-19 воздушный трафик в нашей стране упал на 50 процентов. Ежемесячный пассажиропоток в направлении Беларуси составляет 10—12 тысяч. Падение выручки (дохода) украинских аэропортов вследствие решения КМУ — минимум 10 процентов. 

Кроме этого, предсказуемо подорожают билеты. «Облет» Беларуси через страны Балтии сделает билеты дороже минимум на 30—40 процентов. Я критически отношусь к подобному решению. Это как раз тот случай, когда политика прежде всего. И это не про людей и не для людей. Наземное и железнодорожное сообщение не закрыто. Запрет только на авиа. Но наши политики забыли, что самолетами в Минск летают не только туристы и коммерсанты, но и огромное количество украинцев, которые требуют сложного и срочного лечения. Эти люди зачастую физически не могут ехать в точку назначения поездом или машиной — только самолет. В их случае необходимость пересадки с рейса на рейс плюс самое незначительное подорожание билетов может лишить людей последнего шанса получить лечение и выжить.


Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания:

— Такая спонтанная и истеричная реакция европейских чиновников на самом деле показывает их реальную философию восприятия мира. Им представляется, что Беларусь пошла на шаг, на который она не имеет права идти по своему статусу. Их не интересуют вопросы международного права, для них главное — вопросы привилегий. Они убеждены, что имеют право диктовать свою волю другим народам. Но с Беларусью они серьезно ошиблись. Поскольку мы действительно верим в положения Устава ООН, где прямо говорится, что все народы, все государства равны, независимо от их экономического, политического или военного потенциала. Мы стоим на этом принципе и будем стоять нерушимо. Мы не откажемся от своего мировоззрения даже из-за угроз или каких-либо ограничений. Кстати, напомню, что та же «Белавиа» во время начала пандемии коронавируса активно выво­зила людей, попавших в сложную ситуацию вдали от Родины. Но это мы помогали простым людям. К сожалению, мы сегодня видим, что европейскому истеблишменту по большому счету это не важно. Для них статус и сословная иерархия важнее благополучия собственных граждан.


Артем Сикорский, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций:

— Мы очень сожалеем, что наши коллеги принимают эмоциональные решения, не дождавшись окончательных расследований. Для авиакомпаний они  экономически невыгодны. Я хотел бы, чтобы экономический смысл преобладал, как и дружеские отношения между странами. Чтобы эта ситуация не политизировалась. Никаких угроз для безопасности полетов воздушных судов, которые идут через наше воздушное пространство, нет. Мы это заявляем с полной ответственностью.

Цифры по поводу

♦ Среднедневной трафик за 24 дня мая составил 437 самолетов.

♦ Структура воздушного пространства Беларуси включает 66 маршрутов протяженностью более 23 тысяч километров.

♦ 2,4 миллиона евро — именно столько составят дополнительные расходы AirBaltic на перелеты в обход Беларуси.


Из заявления посольства Республики Беларусь в Украине в связи с решением украинских властей о прекращении авиасообщения:

— В связи с принятым украинской стороной в одностороннем порядке решением о прекращении авиасообщения между Украиной и Республикой Беларусь посольство Республики Беларусь направило в министерство иностранных дел Украины ноту протеста. В данной ноте отмечено, что белорусская сторона с удивлением восприняла решение украинской стороны о прекращении авиасообщения между Украиной и Республикой Беларусь в связи с авиационным происшествием, не имеющим отношения к Украине. Внимание внешнеполитического ведомства Украины обращено на то, что данное ничем не обоснованное решение Украины выглядит особенно абсурдным с учетом следующих обстоятельств. 

21 октября 2016 года по решению Украины самолет авиакомпании «Белавиа», осуществлявший рейс по маршруту Киев — Минск, был возвращен украинской стороной в киевский аэропорт Жуляны под угрозой применения боевой авиации. Несмотря на возмутительный и недружественный характер действий Украины в отношении белорусского пассажирского авиалайнера, белорусская сторона не прекращала авиасообщение с Украиной. 
Ущерб от принятого украинской стороной политического решения понесут в первую очередь Украина и граждане Украины. 
Авиационная блокада, организованная Украиной, не позволит гражданам Республики Беларусь в полной мере воспользоваться рекреационным потенциалом Украины в самый разгар туристического сезона. Значительно возрастет и стоимость путешествий в Украину в связи с необходимостью использования для перелетов альтернативных аэропортов. 

Из материала «Украина может стать главным карателем Беларуси» (газета «Взгляд» от 25.05.2021):

♦ Минский аэропорт является транзитным хабом для россиян, для украинцев и выходцев из Средней Азии и из других стран. Трафик белорусских авиапассажиров сам по себе небольшой, ведь во всей стране живет меньше людей, чем в Москве, — менее 9,5 млн человек. Основной пассажиропоток создавали транзитные пассажиры. 
Потому что «Белавиа» делала более бюджетное предложение для полетов в третьи страны с пересадкой в Минске. Как многие россияне и европейцы летают в Европу или Азию через Стамбул, так многие летали и через Минск. Поэтому от запрета «Белавиа» летать в Европу или даже по всему миру (если будет введен глобальный запрет) пострадают в первую очередь россияне, украинцы и граждане СНГ.
♦ Альтернатива для полетов, конечно, найдется. Другое дело, что не будет уже таких бюджетных билетов, как у «Белавиа». Выиграть могут как российские перевозчики, так и европейские, особенно соседствующие с Беларусью, если им удастся перетянуть на себя часть транзитных пассажиров.

♦ Сама Украина попадет в патовую ситуацию, ведь для нее полеты над Россией уже и так закрыты, а теперь закроется небо еще и над Беларусью. Облетать украинцам придется много и долго. 
Иностранные перевозчики летают над Беларусью в Россию и в страны Азии. Европейцам придется облетать белорусскую территорию. Это удлинит маршрут и время полета, потребует дополнительных затрат на топливо, на рабочие часы и т.д. В зависимости от маршрута кто-то пострадает больше, кто-то — меньше. Но по итогам года эти изменения влетят иностранным перевозчикам в копеечку. Европейцы пилят сук, на котором сидят.
♦ Авиакомпании по всему миру сейчас переживают тяжелые времена из-за ограничений полетов в эпоху пандемии. Поэтому ни один европейский перевозчик по доброй воле не согласится взвалить на себя дополнительные ограничения и рост расходов. 

♦ С точки зрения международного авиационного права Беларусь формально сделала все в рамках закона. Если бы Минск при сигнале о террористической угрозе на самолете, наоборот, ничего не сделал, тогда бы к нему были вопросы у ­ИКАО.

Большой вопрос

Кстати, компаниям, которые заявили об отказе летать над нашей страной, якобы исходя из соображений безопасности, хочется напомнить: не прошло и двух недель, как под Минском открылся современнейший Центр управления воздушным движением. Здесь собрано новейшее и высокотехнологичное оборудование: диспетчерский тренажерный модуль повышает профессиональную подготовку авиационного персонала (все переговоры, кстати, проводятся на английском). Интегрированная аэродромно-районная автоматизированная система модернизирована с учетом повышенных требований времени. Передовое оборудование центра позволяет увеличить пропускную способность в белорусском воздушном пространстве в три раза.


И вот здесь большой вопрос. Сейчас политики, не желающие разбираться в сути произошедшего, требуют от своих национальных авиаперевозчиков облетать нашу страну. Но вот все ли соседи могут нынче обеспечить хотя бы сравнимый с белорусским уровень обслуживания и безопасности?

«Белавиа» ответила на самые популярные запросы со стороны пассажиров

Какие рейсы уже отменили?

— На данный момент мы были вынуждены отменить полеты в Латвию, Литву, Францию, Великобританию, Украину, Швецию, Чехию, Финляндию. 

Как узнать, отменили ли ваш рейс?

— Проверить актуальность можно на сайте belavia.by в разделе «статус бронирования».


Что делать, если рейс отменен?

— Пассажиры смогут вернуть либо обменять билет без штрафов в течение 12 месяцев с момента его приобретения. Для этого нужно обратиться по месту покупки авиа­билета. Если билет приобретался через сайт компании, правила и инструкцию по возврату можно посмотреть здесь: belavia.by/vozvrat-bileta/


Как связаться со специалистами службы поддержки?

— Контакты службы поддержки: (+375 17) 220-25-55, support@belavia.by.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Вчера авиакомпания «Белавиа» была вынуждена развернуть свой борт, следующий в Барселону. Перевозчик подчеркивает: у него были все разрешения на выполнение данного полета.


— Однако, как выяснилось чуть позже, за три минуты до взлета авиационные власти Франции в ручном режиме деактивировали план полета данного рейса без уведомления авиакомпании, — делятся подробностями в «Белавиа». — При наборе высоты командиру была передана эта информация через управление воздушного движения Польши. Попытки изменить маршрут в воздухе с управлением воздушным движением Марселя к положительному результату не привели. Более того, французский диспетчер сослался на устное распоряжение премьер-министра Франции.

В «Белавиа» отметили: обновленный запрет компания получила вчера только в 15:16. До этого времени борт ждал в воздухе около двух часов, после чего вернулся в Минск. К сожалению, не удалось согласовать полет и по маршрутам, проходящим над нейтральными водами, что противоречит нормам Чикагской конвенции и Конвенции ООН по морскому праву.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter