След путешественника Афанасия Никитина, добрая Клюсымка, сила музыки и стобалльная математика – чем удивителен Кормянский район

Край белорусского шелка

Кормянский район — самый маленький регион Гомельской области. Здесь живут чуть более 13,8 тысячи человек. Но какой же он богатый по сути! Маленькая Швейцария и край белорусского шелка — именно так называют Кормянщину. Льняные поля, каскады озер, тысячелетние курганы, старинная архитектура наполняют страницы его биографии. Наши корреспонденты побывали на землях, которые охраняет добрая Клюсымка, проехали Екатерининским трактом и отведали льняного пирога.

Льняная карусель

Кормянская умелица Екатерина Якутович, методист по народному творчеству районного Центра культуры и досуга, сколько себя помнит, всегда при мастеровом деле. Это, говорит, от отца — Николая Николаевича Мишакова, знаменитого белорусского рационализатора, прослывшего на всю страну кормянским Кулибиным:

— Он придумывал много разных технических приспособлений — и для того чтобы облегчить маме труд по домашнему хозяйству, и по работе. Мог своими руками собрать трактор с нуля. А у меня эта родительская жилка оказалась творческой. Перепробовала много разных направлений. Но лен — вот это мое! Знаете, сколько цветет один цветок льна? Всего несколько часов. Но какая это красота и какой чудесный материал для работы! Податливый, пластичный, живой, чистый. Я уже не говорю о его целебных свойствах.


Екатерина Николаевна ведет в свой «мастеровой» уголок. На стенах и полках шкафа — выставка рукодельных льняных шедевров: куклы, сундуки, вазы, фоторамки, подушки, часы, обереги и даже пирог, сшитый из натуральной ткани. Видно, что здесь все идет в ход — от засушенных растений и мешковины до нитей и полотна. В руках умелицы появляется гигантская птица с феерическим оперением, которое при малейшем прикосновении «позванивает» коробочками льна:

— Павлин? — беремся угадать.

— Павлён, — поправляет мастер, исчезая на минуту и вновь появляясь, но уже с роскошным платьем в таких же льняных коробочках. — А вот это платье не Павлинки, а Павлёнки. Делала для фотозоны нашего брендового фестиваля «Льняная карусель».


Рассказывает по порядку. Три года назад местные власти начали раскручивать льняной бренд, организовав в городском поселке ежегодный фестиваль, посвященный белорусскому шелку. На Кормянщине издавна выращивали эту культуру. И продолжают это делать сегодня уже на профессиональном уровне — в районе свой льняной завод. Екатерина Николаевна точно знает:

— Кормянщину невозможно представить без льна. Здесь каждый коренной житель с детства знаком с этой культурой. Поэтому и традиций много. Например, местная легенда о доброй Клюсымке — берегине полей, которая охраняла льняные посевы от непогоды, гибели, вредительства. Бабушки нарочно пугали ребятню, чтобы та не вытаптывала посевы: «Не бегай в поле, Клюсымка схватит». Когда мы начали углубляться в историю района, столько нашли обрядов, игр, танцев, связанных со льном! И жители этим увлеклись. С одной стороны, захватывает. Сами узнаем и другим рассказываем на своем фестивале «Льняная карусель», на выездных ярмарках, праздниках, выставках. А с другой, дает заработок — льняные сувениры очень востребованны. Ручная работа идет нарасхват и на нашем фестивале, и на ярмарках и праздниках в других городах. Были как-то в итальянской Парме, участвовали в тамошней выставке со своими льняными сувенирами. Итальянцы купили все, потому что в Европе ценят экологически чистое, живое и настоящее. Нам действительно есть что показать и чем удивить.

Код земли

Десять лет назад коренную жительницу деревни Ворновка Наталью Якутович на сельском сходе избрали старейшиной. Ровно столько она «служит» хранителем округи, где берет начало весь ее род. Поэтому и не смогла отказаться от предложения.


— Старейшина — это добровольная работа, вроде помощника людей на селе, — Наталья Владиславовна описывает нюансы своей необычной миссии. — Я ведь работаю библиотекарем. Постоянно вижусь с разными людьми. Приношу на дом книги, газеты, журналы, когда жители сами не могут прийти в библиотеку. Разговариваешь, встречаешься. Так и получается, что знаешь о проблемах собеседников. А если знаешь, надо развязывать узелки.

Она вроде «проводника» глубинки. Появились вопрос или идея — с ним в сельский Совет. Сообща решают, как сделать лучше.


— Вот недавно принесла книги пенсионерке — постоянной читательнице. Слово за слово — живет в двухэтажном многоквартирном доме, общий коридор давно не ремонтировался. Конечно, я в сельисполком. Взялись — и сделали нужное дело. Или вот озеро у нас неподалеку. Какие места! Подняли молодежь, обустроили хорошую зону отдыха. Хочется, чтобы жителям таких небольших деревень, как наша Ворновка, было комфортно, интересно.

А еще старейшина Наталья Якутович — собиратель и хранитель здешней истории, ради чего и создала в библиотеке этнографический уголок. 

Ворновка, основанная в 1726 году, находится аккурат на знаменитом Екатерининском тракте. По архивным хроникам, императрица Екатерина II здесь не только проезжала, но и останавливалась переночевать да перекусить. 


Наталья Якутович припоминает «царскую» легенду из своего детства:

— Когда была школьницей, вместе со старшими искала клад возле урочища Гренск, которое местные сельчане перекопали вдоль и поперек. Ну и мы, детвора, туда же. А все почему? По легенде, через болотистую местность этого урочища проезжала на золотой карете Екатерина Великая, в пути от кареты отвалилось колесо. Его и искали местные жители. А нашли следы первобытных людей — племен сезонных охотников, которые появились на Посожье в послеледниковый период. Так легенда помогла сделать важное историческое открытие неизвестной до того Гренской археологической культуры. Так что у нас тут что ни деревня — то находка, что ни человек — то особенная история.

Всегда первый «седьмой»

В огородах кормянских деревень сегодня не сеют лен. Но житель здешней округи — 52-летний механизатор КСУП «Дубовица» Валерий Рудник — еще помнит те времена:

— Сеяли, растили, вручную рвали и теребили. Делали пряжу, ткали одежду из льна. А школьниками мы помогали хозяйству, которое тоже выращивало эту культуру. Считай, все лето и осень проводили на природе.


Сейчас у Валерия Михайловича в поле другие задачи. Позади его 21-я жатва, и он снова в статусе лидера уборочной. На своем КЗС-1218, который в хозяйстве значится под № 7, намолотил свыше 1,5 тысячи тонн зерна вместе с напарником Владимиром Карповичем. Интересно: как получается на протяжении десятилетий держаться в первых рядах?

— Да таким меня родители выпустили в свет! — лукавые чертики пляшут в его глазах. — Они сами всю жизнь в крестьянских хлопотах. Отец также обрабатывал землю, мама работала дояркой. Подняли пятерых детей, приучив к труду. Просто делаешь все на совесть, и так оно само собой получается. Я не сторонник спешки — люблю обстоятельность. И мне нравится моя работа.


— Неужели не мечтали стать, например, космонавтом?

— Я мечтал стать хорошим механизатором, им и стал. Кстати, моя армейская служба прошла на Байконуре. Но дом — это дом. Сюда всегда тянет. Природа какая, земля, по которой мой прадед, дед, отец ходили… Разве этого мало?


Здешние поля он знает как свои пять пальцев. Сейчас его верный «седьмой», окончив труды на зерновых гектарах, отправляется на отдых. Но механизатор Валерий Рудник по-прежнему в полевом строю:

— Пересел на трактор и пашу до морозов. Зимой переведем дыхание.

У него большая семья, трое взрослых детей и «пока четверо правнуков». Сын Николай также в крестьянском деле, работает механизатором в одном хозяйстве с отцом, здесь же трудится супруга комбайнера. А дочери Вероника и Ирина посвятили себя педагогике и медицине.


— Может, уже прикидывали, кем будут правнуки? — заглядываем в семейные планы.

— Главное, чтобы выросли настоящими крепкими людьми. А профессия… С профессией сами разберутся.

На высокой ноте

20-летняя Диана Халецкая, преподаватель Кормянской детской школы искусств, с профессией разобралась еще в средних классах. Только музыка — и никаких альтернатив. Причем исключительно с привязкой к родному райцентру. Тоненькая, быстрая. Рассказывает о себе и музыке — вся искрится:

— Мне с детства хотелось петь, играть на фортепиано. Не знаю, откуда это. Мама — учитель математики и информатики, папа — работник дорожного предприятия. В детском саду сама стала проситься в школу искусств. А в то время таких маленьких еще не брали. Но в первом классе меня приняли на фортепиано в порядке исключения. Преподаватели были прекрасные. Если бы не педагоги, кто знает, выбрала бы я эту профессию или нет. Мой первый учитель — Елена Михайловна Хашева, а учитель, с которым я оканчивала школу, — Наталья Борисовна Полякова, она и сейчас здесь работает.


После девятого класса Диана отправилась в Гомель постигать азы музыкального образования в государственном колледже искусств имени Н.Соколовского. Родители сдались перед напором целеустремленного ребенка. 

Впрочем, к напору им, похоже, не привыкать. Вторая дочь — Евгения — мастер спорта по вольной борьбе, учится в Гомельском государственном училище олимпийского резерва.

В прошлом году Диана вернулась в родную музыкальную школу в статусе молодого специалиста — преподавателя. И хоть багаж педагогических трудов еще невелик, а уже целая россыпь маленьких талантов. На видном месте в классе рядком выстроились дипломы и грамоты — свидетельства успехов первых воспитанников Дианы Халецкой. Та искренне гордится своей детворой:

— Музыка — это радость и большой труд. Помимо школьной учебы, каждодневные занятия. Но эти усилия вознаграждаемы. Мы недооцениваем, насколько музыка влияет на формирование маленького человека. Она не только лепит его душу, но и учит собираться, работать, стремиться к совершенству, анализировать. Мне нравится открывать детям этот мир и видеть, как загораются их глаза.


— И не смущает, что вы делаете все это в маленьком городском поселке, где нет больших сцен?

— Всегда есть куда расти. Это зависит от человека. А поселок у нас хоть и маленький, но очень красивый, с множеством «секретиков». Вот скажите, от чего произошло название «Корма»? Есть несколько версий, но мне нравятся две. Здесь останавливался на постой — «кормление» — знаменитый русский путешественник Афанасий Никитин во время своего хождения «за три моря» — это первый вариант. А второй — строили суда, в одном из местных озер нашли корму старинной ладьи. Кстати, только здесь можно увидеть такие каскады озер, фольварк помещиков Дориа-Дерналовичей, руины старинной Свято-Николаевской церкви.

Золотая молодежь

Иван Рывоненко, выпускник Кормянской гимназии этого года, мог бы стать профессиональным музыкантом. Здешнюю школу искусств по специальности «Труба» он окончил с отличием. Но победила математика. Иван ерошит затылок:

— Выбор стоял в восьмом классе: музыка или программирование. Но решил — пойду в информационные технологии. Как я без математики?


Мама Людмила Владимировна и папа Сергей Николаевич, педагоги, а еще четверо родных братьев — Максим, Алексей, Павел, Андрей — единодушно поддержали Ивана. Да и как по-другому, если не мыслит себя человек без точных наук.

— Иван, в чем радость математики?

— Точно не в задачах как таковых, а в их решении. Когда нащупываешь ключ, это очень крутое чувство. За это отдельное огромное спасибо моему классному руководителю, учителю математики Наталье Викторовне Москалевой.

Он олимпиадник в чистом виде. Физика и математика — конек Ивана. Научные доклады, исследования, творчество — ему все интересно. Мама достает портфолио сына с дипломами, грамотами, благодарностями. Такое впечатление, что этот молодой человек везде как рыба в воде. Людмила Владимировна смеется:

— Так и есть. Если Ваня чем-то увлекается, то погружается в предмет с головой. Взялся серьезно за английский. Сейчас читает книги в оригинале.

Но даже не этим парень произвел недавно фурор. Золотой медалист нынешнего года Иван Рывоненко еще и обладатель 100-балльного сертификата по математике. Сдав к тому же ЦТ по физике на 97 баллов и по белорусскому на 90, в общей сложности набрал 385 баллов.


— Наверное, ни дня, ни ночи без тестов? — представляем себе масштаб подготовительных трудов.

— Во-первых, работает опыт участия в олимпиадах, — Иван раскладывает по полочкам суть высокого результата. — Он дает очень многое. И я убедился в этом на централизованном тестировании. Конечно, готовился, решал, повторял. Плюс к тому факультативы в школе, а у нас в гимназии просто космические преподаватели, немного подготовительные курсы выходного дня в Гомеле, заочные курсы Белорусской ассоциации «Конкурс».

— И репетиторы?

— Нет. Решил, что при таком раскладе вполне смогу подготовиться.

И ведь смог. Сейчас гимназист из Кормы — студент факультета компьютерных систем и сетей Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.


— Кстати, а почему БГУИР?

— Посмотрел учебную программу — там больше всего часов по математике.

— Наверное, будешь скучать по Корме?

— Конечно. Здесь любимый дом и мои родные, а еще особенное ночное небо — огни большого города не отсвечивают, и созвездия видны как на ладони. Хочется самому что-то такое сделать, чтобы другие знали: Корма, как и многие маленькие населенные пункты, не просто красивый и спокойный городок, а еще и место силы.

draluk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter