У могилевчанки Ирины Томак все шло по плану: высшее образование, работа экономистом в престижной организации, семья, материнство... Когда младшему из ее троих детей исполнилось 13 лет, Ирина решила сменить сферу деятельности и занялась изготовлением экологически чистой косметики — без синтетических отдушек, красителей и консервантов. Говорит, обрела дело мечты, которое приносит и моральное, и материальное удовольствие.
К изготовлению экологически чистой косметики Томак пришла нестандартным путем. Несколько лет назад у нее обнаружилась аллергия на синтетические отдушки.
Природа — лучший целитель. Ирина убедилась в этом лично, когда, исключив косметику, в составе которой есть химия, смогла избавиться от аллергии.— Не могла пользоваться обычными порошками, даже если в квартире просто сушилось белье, — начинала задыхаться, — вспоминает Ирина. — В итоге стала покупать только детские. Вместо привычных шампуней использовала отвары собственного приготовления — из крапивы, чабреца, зверобоя, делала маски из ржаной муки. Аллергия на химию вынудила нырнуть в интернет и изучить, какими еще гигиеническими средствами я и моя семья могут пользоваться без вреда для здоровья. Подсказку дала дочь София — дескать, существуют твердые шампуни и мыла на основе лекарственных трав.
София лет в 13 всерьез увлеклась экологией, писала проекты о раздельном сборе мусора, вреде пластиковых упаковок. Благодаря ей — младшему ребенку — семья Томак решила отказаться от косметических средств в традиционных упаковках, а Ирина утвердилась в мысли, что сама сможет создавать полезную косметику из натуральных компонентов.
— Пробное мыло из одуванчиков на основе цветов и оливкового масла (впоследствии экспериментировала еще с абрикосовым, на виноградных косточках) получилось нежным и сочно-желтым, — рассказывает Ирина. — Домашним очень понравилось. Меня это вдохновило, начала экспериментировать с другими цветами и травами.
Когда и какие травы собирать, как правильно сушить, Ирина знала. Ее мама Антонина и отец Владимир всю жизнь работали в санатории «Зарница».
— В нем, находившемся посреди леса, я провела все детство, помогала маме, бабушке, жившей неподалеку, в деревне за рекой Лахвой, со сбором лекарственных растений, из которых впоследствии мы варили душистые чаи, — вспоминает Ирина. — Природа — лучший целитель, убедилась в этом лично, когда, исключив косметику, в составе которой есть химия, смогла избавиться от аллергии. При изготовлении сухого шампуня, мыла, дезодорантов использую травы, масляные вытяжки, соки из крапивы, мяты и чистотела, натуральные красители. Например, бархатцы и календула дают яркий оранжевый оттенок.
Изучив всю возможную информацию об экологической косметике в интернете, заочно окончив онлайн-курсы, в 2021 году Ирина зарегистрировалась в качестве ремесленника.
А неугомонная Ирина расширила линейку ассортимента. Стала выпускать еще медовые свечи, крем-баттер по уходу за телом на основе натуральных масел, бальзамы, способствующие заживлению ран и трещинок на губах и на коже, мочалки, подставки для фруктов, бокалов, салфетницы и конфетницы из джута.
— Некоторые удивляются, как я со всем этим справляюсь, процесс ведь непрерывный — от сбора трав, сушки, создания экстрактов до расфасовки продукта и отправки адресатам. Но мне это в радость. К тому же на подхвате целая команда помощников. Это старший сын Андрей, который живет отдельно, средний — студент МГУ имени Кулешова Глеб, идейная вдохновительница проекта София, которой уже 16 лет. И конечно, их отец — мой супруг Михаил. У него есть основная работа, но на нем лежит ответственность за организацию поездок на ярмарки, закупку ингредиентов, доставку и упаковку. А еще Миша делает медовые свечи. Когда колдует над процессом, в квартире стоит потрясающий аромат!
И хотя разрабатывает и производит экологическую продукцию непосредственно Ирина, свой маленький бизнес она считает семейным. Теперь мечтает о собственной мастерской и небольшой лавочке при ней, где могла бы реализовывать свои уникальные и полезные средства для красоты.
Свои изделия Ирина продает через соцсети и на ярмарках. В месяц (раз на раз не приходится) зарабатывает от 1 до 3 тысяч белорусских рублей (от 30 до 90 тысяч российских). В среднем брусочек 90‑граммового мыла стоит 10 белорусских рублей, такой же по весу твердый шампунь — 30. Ежемесячно Ирина платит налог на профессиональный доход — 10 процентов от выручки. Самая большая статья расходов — твердые масла. Их Ирина закупает в Минске и Санкт-Петербурге. Оптом. Последняя партия — 20 килограммов кокосового масла и столько же пальмового (этого количества хватает примерно на полгода) — обошлась примерно в 900 белорусских рублей.
KISLYAK@SB.BY
Фото из архива Ирины Томак