Костевич: тезис «образование через всю жизнь» должен стать нормой жизни

В Палате представителей на рассмотрении находится проект закона «О независимой оценке и сертификации квалификаций». Он внесен правительством и готовится к первому чтению. Председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Ирина Костевич рассказала корреспонденту БЕЛТА, что такое Национальная система квалификаций и какие функции на нее возложены.

Фото из архива «СБ»

— Национальная система квалификаций, или кратко НСК сформировалась еще в 1960 — 1980-е годы и на протяжении последующих десятилетий последовательно совершенствовалась с учетом требований экономического развития страны, — рассказала Ирина Костевич. — НСК — это инструмент, позволяющий обеспечить согласование спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования. Таким образом, современным языком, это посредник между рынком труда и системой образования, задача которого через организационно-правовые механизмы обеспечить экономику квалифицированными кадрами. Сегодня это как никогда актуально, поскольку со всех трибун и площадок озвучивается проблема дефицита кадров. При этом проблема не столько в количестве (что, конечно, есть с учетом демографических вызовов), проблема в качестве трудовых ресурсов.

Парламентарий обосновала, с чем это связано.

— Остановлюсь на трех проблемах. Первая проблема формируется еще на старте трудового пути человека, то есть в учреждении образования при получении будущим работником профессии. Наниматели говорят о том, что результаты обучения часто не соответствуют требованиям, предъявляемым ими к квалификации работников. Вторая проблема заключается в достаточно низкой активности работников в получении новых знаний, умений и навыков на протяжении всего своего трудового пути. При этом надо отметить и слабую заинтересованность и, соответственно, отсутствие мотивации со стороны нанимателей в повышении работником своей квалификации. А ведь в условиях инновационного развития все большее значение приобретает получение знаний, умений и навыков на протяжении всего периода трудовой активности человека как непосредственно в учреждениях образования, так и вне их. Тезис «образование через всю жизнь» должен стать нормой жизни, — отметила депутат. — Третья проблема — ситуация наоборот, когда человек обладает соответствующими компетенциями. Но отсутствие в стране системы признания квалификации, достигнутой работником вне учреждения образования (это касается прежде всего рабочих профессий) создает сложности при трудоустройстве.

По словам Ирины Костевич, эти проблемы требуют комплексного решения.

— Как раз НСК и является одним из механизмов в их решении на системной основе в целях создания возможности для получения компетенций, ориентированных на потребности рынка труда, условий для оценки квалификации, полученной не только в рамках системы образования, но и неформального обучения, — подчеркнула она. — Сегодня более 140 государств, включая Российскую Федерацию и Казахстан, вовлечены в процесс совершенствования национальных систем квалификаций. Беларусь также сделала в 2018 году значимый организационно-правовой шаг в этом направлении — Правительство утвердило Стратегию на средне- и долгосрочную перспективу по совершенствованию НСК. И работа закипела как по совершенствованию существующих, так и по введению ряда новых, современных элементов НСК, таких, как национальная и секторальные рамки квалификаций, секторальный совет квалификаций, профессиональный стандарт, система независимой оценки и сертификации квалификаций.

Ирина Костевич отметила:

— Итак, какие итоги сегодня имеем? При правительстве в 2019 году создан совет по развитию системы квалификаций. За период 2019–2024 годов в отраслевых министерствах, комитетах и концернах создано 22 секторальных совета квалификаций. Для разработки профессиональных стандартов принято 5 правовых актов Минтруда и соцзащиты. В 2023 году утверждена Национальная рамка квалификаций. В апреле 2023 года введена в эксплуатацию Единая интегрированная цифровая платформа НСК. С 1 января 2024 года в Трудовой кодекс Республики Беларусь введено понятие «профессиональный стандарт», определена сфера его применения. Профессиональный стандарт — это аналог квалификационных и тарифно-квалификационных характеристик. Но в профстандарте более современно построено описание трудовых функций, требований к знаниям и опыту работника. За период 2020–2024 годов утверждено 62 профессиональных стандарта, которые включили в себя более 140 профессий рабочих и должностей служащих. Профессиональные стандарты предназначены для использования системой образования — при разработке образовательных стандартов, нанимателями — при найме работников и разработке должностных инструкций, работниками — при выборе квалификаций, определении путей и способов их достижения, определении перспектив трудоустройства и карьерного роста.

С учетом того, что в настоящее время действуют 36 выпусков Единого квалификационного справочника должностей служащих и 68 выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих, которые включают более 8 тыс. наименований профессий, здесь есть над чем работать, уверена Ирина Костевич.

— По мере утверждения профессиональных стандартов и увеличения охвата сфер деятельности, квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики постепенно будут отменять. Сегодня у нанимателя есть право самому решать, применять квалификационные, тарифно-квалификационные характеристики либо профстандарт. Финальным аккордом в реализации современных подходов по совершенствованию НСК должно стать формирование системы независимой оценки и сертификации квалификаций. Как раз внесенный в Палату представителей проект закона и создает законодательную основу по ее формированию, — пояснила она. — Сегодня на рынке труда отмечается развитие компетенций, освоенных гражданами в процессе самостоятельного обучения и практического опыта, в том числе при выполнении работ по гражданско-правовым договорам и в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому основной задачей новой системы является признание знания, умения и опыта соискателей, полученного по профессиям рабочих вне системы образования или самостоятельно.

Востребованность независимой оценки и сертификации квалификаций подтверждается данными опроса нанимателей, проведенного в 2023 году. Заинтересованность в ее проведении для трудоустройства рабочих, имеющих знания и опыт, приобретенные самостоятельно, отметили более 70% нанимателей. Примерами таких профессий являются: слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, столяр, электромонтер, слесарь по ремонту автомобилей, стропальщик, маляр, штукатур, каменщик, плотник, швея, кондитер, животновод, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, парикмахер и другие.

Какие подходы заложены в проекте закона и как они будут работать

— Для функционирования системы независимой оценки и сертификации квалификаций учреждениям образования будет предоставляться статус центра независимой оценки и сертификации квалификаций. Решение о предоставлении статуса центра будет приниматься отраслевым республиканским органом госуправления с учетом решений соответствующих секторальных советов квалификаций. Прохождение независимой оценки и сертификации квалификаций является добровольным. Может быть инициировано, как самим соискателем, так и нанимателем. При направлении соискателя по инициативе нанимателя независимая оценка и сертификация квалификаций будет проводиться за счет средств нанимателя, по инициативе самого соискателя — за счет его средств. Независимую оценку и сертификацию квалификаций предлагается проводить в форме квалификационного экзамена. Для его проведения центром должны быть разработаны оценочные средства. В целях качественной разработки оценочных средств они будут подлежать экспертизе в порядке, установленном правительством. Также проектом закона закрепляется проведение оценки качества работы центров — один раз в пять лет. Экспертиза и оценка качества будет осуществляться Республиканским институтом профессионального образования. Основой при проведении квалификационного экзамена являются профессиональные стандарты, а при их отсутствии — тарифно-квалификационные характеристики, — рассказала Ирина Костевич.

По результатам квалификационного экзамена будет выдаваться сертификат о подтверждении квалификации либо заключение о результатах прохождения квалификационного экзамена (если соискатель не смог успешно пройти испытание ему выдается заключение, в котором будут содержаться рекомендации по дальнейшему обучению для получения соответствующей квалификации). В случае несогласия с результатами независимой оценки и сертификации квалификаций соискатель имеет право обжаловать их в апелляционной комиссии.

В целях информационного обеспечения независимой оценки и сертификации квалификаций будет создано три реестра (реестр центров независимой оценки и сертификации квалификаций; реестр наименований квалификаций; реестр сертификатов о подтверждении квалификации).

Одновременно, проектом закона вносятся изменения в Трудовой кодекс.

— Ст. 12 закрепляет право нанимателей направлять работников с их согласия на независимую оценку и сертификацию квалификаций, а пункт 3 ст. 26 и ст. 344 дополняются сертификатом о подтверждении квалификации. Кроме того, ТК дополняется новой статьей 1021, в которой устанавливаются гарантии для работников при направлении их нанимателем для прохождения независимой оценки и сертификации квалификаций. В частности, работники будут освобождаться от работы для прохождения независимой оценки и сертификации квалификаций с сохранением места работы и среднего заработка за все рабочие дни недели по графику работы, — дополнила парламентарий. — При этом если работник будет направляться в другой населенный пункт, то ему предоставят гарантии и компенсации, как для работников, направляемых в служебные командировки, то есть с выплатой суточных, возмещением проезда к месту прохождения независимой оценки и сертификации квалификаций и обратно, а также найма жилого помещения. Таким образом, проектом закона устанавливается новое правовое регулирование общественных отношений, в частности для проведения независимой оценки и сертификации квалификаций соискателей.

— Принятие закона позволит сформировать организационно-правовой механизм признания квалификаций, приобретенных вне системы образования, и правовую базу для предоставления юридическому лицу статуса центра независимой оценки и сертификации квалификаций, установить единые условия и порядок подтверждения квалификации, признавать квалификацию как по профессии рабочего, так и по отдельным видам работ, — констатировала Ирина Костевич. — Создание новой системы — это еще один шаг в решении проблем рынка труда в условиях сокращения трудоспособного населения, поскольку расширятся возможности трудоустройства граждан, имеющих частичную квалификацию. Кроме того, это позволит сократить временные затраты системы образования, нанимателя и работника на получение квалификации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter