Большой театр оперы и балета приготовил горячую премьеру – балет «Жар-птица»

Кощей дотанцевался

Пространство сверкает красными и золотыми огнями, фантастическая птаха сорит оперением, а кикиморы и билибошки делают всякие пассы руками… Большой театр оперы и балета приготовил горячую премьеру – балет «Жар-птица» по мотивам русских народных сказок на музыку Игоря Стравинского.




Волшебная история о фантастической крылатой женщине и приключениях Ивана Царевича впервые была показана на сцене парижской Гранд-опера еще в 1910 году во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. Сто лет назад она стала настоящей сенсацией. Сейчас мы можем увидеть реконструкцию легендарной постановки: и костюмы, и декорации, и хореография максимально приближены к оригиналу.

Чтобы восстановить спектакль, балетмейстер-постановщик народный артист России Андрис Лиепа несколько лет изучал сохранившиеся фото, рисунки и воспоминания. В одном из архивов он нашел оригинальные эскизы художника Леона Бакста, уроженца Гродно и главного оформителя Дягилевских сезонов в Париже. Один из его подлинных эскизов 1922 года можно будет увидеть в фойе театра.




Главные партии в Большом репетируют пять пар. Это очень здорово, потому что мало театров могут позволить себе такое. Даже когда Лиепа-младший ставил этот спектакль в Дрездене, Риме, Марселе или во Флоренции, в лучшем случае набиралось по две пары танцоров. Только в Мариинском театре и белорусском Большом театре оперы и балета нашлось столько артистов высокого уровня, способных справиться с главными ролями.

Смотреть «Жар-птицу» действительно увлекательно. В этом корреспондент «ЗН» убедилась, когда побывала на генеральном прогоне спектакля. Все 40 минут невозможно было отвлечься и подумать о чем-то постороннем: об оставленном дома борще или только что купленной «Пірамідзе Ліннея» Пятро Васючэнкі.




Все мои мысли занимала балерина Ольга Гайко (народная артистка, между прочим). На сцене она вылитая птица. Это я вам говорю как человек, который все детство гонялся за пернатыми у бабушки в деревне. Кроме того что взлетает, она, уже пойманная, так по-птичьи вырывается, складывает крылышки и наклоняет голову. Да смотрит так просительно – «отпусти меня, добрый молодец» – кот из «Шрека» отдыхает. А еще 12 плененных царевен. Белые и невесомые среди буйства красного цвета, они играют в ручеек, танцуют с молодильными яблочками, перебрасываются ими и пугают меня. Только бы не наступили и не споткнулись! Или вот бесподобный Кощей Бессмертный, весь такой ковыляющий и металлическими когтями поигрывающий. Он настолько жуткий, что Иван Царевич (Игорь Оношко) не выдерживает и плюет (прости, господи) в лицо изверга, который юных дев взаперти держит, а их женихов в камень превращает. Ну и, конечно, коронный выход Жар-птицы, которая всех слуг Кощея положила, покрутила-повертела и затанцевала до полусмерти.


Кощей из Юрия Ковалева получился отменный



В общем, я получила огромное эстетическое удовольствие и от хореографии, и от оформления, и от музыки, и от самой сказки.

Всего спектакль покажут в 2014 году четыре раза. Впервые – на открытии международного театрального форума «ТЕАРТ» 3 октября, а затем 4, 5 октября и 9 ноября.

Елена ТАЛАЛАЕВА, «ЗН»,
фото Павла ЧУЙКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter