Выращивание льна — процесс трудоемкий. Всего надо выполнить около десяти технологических операций. На решающем этапе цепочки, уборке, трудозатраты примерно в 10 раз больше, чем на уборке зерновых. Благо все процессы сейчас механизированы, в распоряжении аграриев целый арсенал. Но уйдя от ручного труда, как ни парадоксально, хозяйства во многом утратили качество продукции. Что говорит об одном: техника пока на наших полях несовершенная, хотя каждый год обновляется.
Наибольшие площади под культуру отведены в Витебской, Минской и Могилевской областях. Льнотресты всего заготовлено около 164 тысяч тонн (на 11,4 тысячи тонн больше, чем в прошлом году) с 46,1 тысячи гектаров.
Теперь перерабатывающие предприятия выполняют госзаказ. По короткому в эти дни Крупский льнозавод отгружает на Оршу последние партии — всего надо отправить 250 тонн. На 90 процентов обеспечено взятое обязательство и по длинному льноволокну, госзаказ на эту продукцию — 200 тонн. Завод единственный в Минской области, выдерживающий трехсменный темп работы. А это, естественно, объемы, оборотные средства — то, на чем держится экономика. За девять месяцев выручено от реализации 1813 тысяч рублей (106,1 процента к уровню прошлого года).
Всего заготовлено 4100 тонн льнотресты средним номером 0,85. Убрано 1410 гектаров льна. Качество продукции несколько ниже прошлогоднего, что обусловлено погодными условиями, объясняет директор Василий Хомич:
— Весной о будущем урожае пришлось всерьез поволноваться, поскольку продолжительные засухи чередовались с ночными заморозками, не прекратившимися даже в мае. Июнь выдался теплым и дождливым, а это был как раз период активного роста и развития долгунца. С другой стороны, из-за осадков и ветров много посевов полегло, что осложнило теребление. Но наши специалисты сделали все, чтобы минимизировать последствия непогоды. Площади, засеянные сортами зарубежной селекции, пострадали меньше. Вот и сейчас выход длинного волокна из тресты с этих полей отличный — больше 45 процентов, наши сорта дают 23, от силы 25 процентов. В следующем году будем использовать половину импортного посевного материала.
Предприятие лен выращивает и перерабатывает самостоятельно, полностью обеспечивая себя сырьем. И все технологические процессы, начиная от подготовки почвы и заканчивая уборкой тресты, проводятся исключительно силами собственного механизированного отряда. Урожайность во многом зависит от того, на каких почвах его выращивают, продолжает Василий Владимирович:
— Поля подобраны, вовремя запаханы и обработаны глифосатами. Мы пошли на уменьшение площадей до 1300 гектаров, чтобы не нести лишние затраты. Знаем, сколько нужно сырья до нового урожая. Самое большое перерабатываем за сезон 3800 тонн, столько и будем заготавливать. Лишние переходящие запасы ни к чему. Основные объемы поставляем на Оршанский льнокомбинат. Цены установлены достойные, предприятие рассчитывается вовремя, и нам выгодно такое сотрудничество. Часть продукции реализуется другим потребителям, в том числе идет в Китай, где она пользуется спросом. Ведь лен имеет широкую сферу применения — от пищевой до фармацевтической и косметической промышленности. Нужно сказать, что на льнозаводе налажено практически безотходное производство. Даже костра используется для заводской производственно-отопительной котельной. По году должны выйти на 20 тысяч рублей прибыли. Рентабельность планируется на уровне 5 процентов.
В Минской области на протяжении последних лет прошла оптимизация льноводческой отрасли. Сейчас работают четыре завода. Необходимость в сокращении числа перерабатывающих предприятий очевидна. Устаревшие производства требуют много вложений, а необходимый объем качественного сырья можно получать, совершенствуя технологию. В этом году убрали около 11 000 гектаров льна, заготовлено 27 829 тонн льнотресты номером 0,62. По короткому волокну выполнен госзаказ и другими заводами.
— Объемов достаточно, предприятия могут поставлять продукцию и на Оршанский льнокомбинат, и на экспорт, — комментирует исполняющая обязанности генерального директора ОАО «Минобллен» Татьяна Люторевич. — По цене нет особой разницы, куда отправлять льноволокно — на внутренний или внешний рынки. На экспорт в основном поставляем «двойку», что не берет Орша. Хотелось бы отгружать больше и освобождать склады, но из-за коронавируса пока нет такой возможности.
klimovich@sb.by