В правящую коалицию Литвы вошла антисемитская партия

Коричневая заря

Прошедшие в октябре в Литве парламентские выборы серьезно изменили политический ландшафт. На смену консервативному «Союзу Отечества» во главе с премьером Ингридой Шимоните идет новая коалиция. В понедельник стало известно, что ее сформируют социал‑демократы, которые выдвинут на пост премьера замглавы партии Гинтаутаса Палуцкаса, Демократический союз «Во имя Литвы», чей лидер Саулюс Сквернялис займет место спикера сейма, и антисемитская «Заря Немана», самый неоднозначный член новорожденной коалиции.

Выборы в Литве прошли в атмосфере страха. Против политиков, выступающих за восстановление связей с Беларусью и Россией, развернули кампанию репрессий, доступ к белорусским СМИ был заблокирован по требованию спецслужб, а YouTube уничтожил каналы альтернативных сил.

Поражение «Союза Отечества» стало следствием целой череды фатальных просчетов правительства Шимоните. Ей припомнили абсолютно неадекватную реакцию на пандемию, продолжающийся развал экономики и увеличение числа нищих, а также фактическое уничтожение логистической инфраструктуры. Впрочем, литовцы, кажется, поменяли шило на мыло: лидер соцдемов Вилия Блинкевичюте уже заявила, что прежний курс на противостояние с Востоком будет сохранен.

Мрачная репутация «Зари Немана» — во многом заслуга ее лидера Ремигиюса Жемайтайтиса. Бывший депутат сейма, он лишился мандата из‑за громкого антисемитского скандала, который вышел далеко за пределы Литвы. Все началось из‑за комментария к видео на Facebook с разрушением ЦАХАЛ палестинской школы, в котором он обозвал израильтян «скотами». Впрочем, такие высказывания стали для Жемайтайтиса нормой: в золотом фонде цитат политика речи о еврейском геноциде литовского народа, резкие нападки на премьера Шимоните из‑за ее визита в Израиль и мерзкие стишки в «лучших» традициях нацистского журнала Der Stürmer.

Разразившийся скандал стоил Жемайтайтису кресла в сейме (правда, уйдя сам, он сохранил возможность избираться в парламент и быть президентом), но вскоре он создал из сторонников новую партию. А дальше началось нечто, слабо укладывающееся в рамки разумного. Партия бодро взлетела в рейтингах, устроившись на втором в стране месте по популярности, и в предвыборных прогнозах твердо держалась на третьей позиции.

И перед выборами, и после них литовским элитам активно намекали, что вхождение «Зари Немана» в правительство нежелательно. Соответствующее письмо в Вильнюс отправил Американский еврейский комитет, одна из самых влиятельных в мире организаций подобного толка. Естественно, не остался в стороне посол Израиля, к которому присоединились политики из Германии и США. В итоге Жемайтайтис был вынужден объяснять, что он не антисемит, а просто критиковал политику Тель‑Авива, и нападки на них в Литве — происки конкурентов.
Как триумфальный взлет «коричневых» отразится на внешней политике Литвы, до конца не ясно, но эксперты предрекают проблемы не только на Глобальном Юге и Востоке, но и в некоторых странах Европы и даже в США, где влиятельные израильские диаспоры будут не рады видеть в союзниках махровых антисемитов.
Тема Холокоста — ахиллесова пята литовской внешней политики. В годы войны на территории страны в основном местными карателями было замучено 200 тысяч евреев, и теперь, когда в парламент с серьезной поддержкой прошла антисемитская партия, Вильнюсу будет все труднее доказывать, что современная Литва искренне осуждает действия коллаборационистов.

Публичного консенсуса среди литовских элит пока нет: одни говорят о вынужденном шаге и «выборе народа Литвы», вторя руководству социал‑демократов, другие обеспокоены тем, что Жемайтайтис слишком одиозен даже для Прибалтики. Впрочем, ряд экспертов считает, что выдвижение «Зари Немана» — ловкий ход истеблишмента, который, с одной стороны, нуждался в отвлечении электората от кандидатов с альтернативной позицией, а с другой, не прочь радикализировать политическое поле, чтобы использовать затем этот инструмент внутри страны.
Вхождение в состав правящей коалиции в Литве антисемитской партии — тревожный признак, укладывающийся в общую тенденцию возрождения фашизма в Европе. 
Это закономерный итог десятилетий отрицания собственной истории, националистической пропаганды и войны с памятниками. Опасным прецедент является и с точки зрения пересмотра итогов Второй мировой войны, поскольку «Заря Немана» отрицает Холокост, что, в свою очередь, легко может превратиться сначала в отрицание многочисленных фактов военных преступлений немецких нацистов и их прихлебателей, а затем и привести к оправданию их действий.

popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter