Перефразируя классика, рискну назвать торговлю зеркалом экономики. Цены высокие? Ассортимент небогат? Не хватает магазинов, кафе и ресторанов? Все это — индикаторы развития общества. Какие проблемы сегодня испытывает Минск торговый? К чему стремится? На какие примеры равняется? Об этом обозреватель «СБ» беседует с заместителем председателя Мингорисполкома Андреем ДОМОРАЦКИМ.
— Андрей Владимирович, последнее время замечаю такую особенность: многие белорусы, покинувшие страну много лет назад и переехавшие жить в Европу, приезжая в гости, удивляются: ассортимент наших гипермаркетов мало чем отличается от европейских. Каковы перспективы развития крупных торговых сетей?
— Еще 11 гипермаркетов будут введены в ближайшее время. На этом ставим точку. В городе уже более 30 крупных торговых компаний развернули свои сети. Вполне достаточно, чтобы пока разрешений на строительство крупных торговых объектов в пределах кольцевой дороги не выдавать. А вот небольшие магазинчики шаговой доступности будем поддерживать. Они нужны, удобны и всегда рядом.
— Но небольшой магазинчик заведомо не конкурент гипермаркету, имеющему значительные скидки в цене за счет объемов. Это будет какая–то специальная госпрограмма оказания помощи?
— В основном планируем помогать им за счет снижения арендных ставок. Кроме того, сегодня город создает большую государственную сеть продовольственных магазинов. Забираем у госпредприятий все мелкие разрозненные торговые объекты, которым мало уделялось внимания, давно не было реконструкции, зарплаты низкие и соответственно уровень обслуживания оставляет желать лучшего. В этом году под крыло государственной сети под брендом «Радзивилловский» возьмем 30 магазинов, из них 20 уже фактически переданы. В некоторых идет модернизация, подбираем персонал, ассортимент. К концу года откроем их в новом формате. На базе хладокомбината № 1, расположенного практически в центре города, создаем логистическое оптовое звено. Сеть также будет иметь скидки и бонусы и уже в начале следующего года сможет принимать заявки от малого бизнеса. В интересах обеспечения магазинов сети будут работать Минская овощная фабрика, хранилища фруктов и овощей УП «Партизанское», парниково–тепличный комбинат и даже сельхозпредприятия. Задумка объединить всех в единый государственный производственно–торговый холдинг.
— Скажите, а когда Минск, наконец, в межсезонье — апрель–май — обеспечит торговлю вдоволь местными овощами и фруктами? Нынче в магазинах, даже сетевых, трудно найти белорусскую морковку старого урожая, не говоря о новом, не всегда бывает обычная белокочанная капуста, хотя молодая из Македонии имеется. Местное яблоко по 11 с лишним тысяч рублей за кг, но неказистое. Рядом польское получше и в полтора раза дороже...
— В УП «Партизанское» нынче достаточный запас яблок, капусты, морковки и картофеля старого урожая. Если белорусских овощей нет в каком–то магазине, значит, вина директора и маркетологов — не заказали вовремя. Что касается ранних овощей, то тут есть проблема. И этот вопрос скорее надо адресовать Минсельхозпроду.
— Так адресуйте. В Беларуси климат скоро будет, как в Украине. Арбузы вызревают, а с ранними овощами — беда. Хотя на Брестчине, если частнику заказать, могут вырастить все.
— Мегаполису очень проблематично сотрудничать с мелкими частниками. А практика показывает, что у них первый урожай появляется раньше, чем у фермеров и в сельхозпредприятиях. Но, к примеру, клубника — товар скоропортящийся. Завозить крупную партию в магазин проблематично, не сохраним товарный вид. Для реализации продукции с частных подворий на всех городских рынках специально отведены места, пенсионерам они предоставляются бесплатно. У частника в этом смысле больше маневра. А нам в убыток работать нельзя — бюджет. Поэтому сейчас рассматриваем другую идею: возродить мини–рынки при магазинах и возле выходов из метро. Это, к слову, один из методов борьбы с несанкционированной торговлей.
— Не кажется ли вам, что нелегальных торговцев в последнее время стало слишком много? Штрафы, видеокамеры — все это их больше не пугает? И что самое интересное — в новых переходах, оборудованных стационарными магазинчиками, нелегалов практически нет, а в старых, на площади Якуба Коласа, например, плотные ряды — не пройти. Если не удается запретить, может, следует разрешить в переходах устанавливать небольшие стеклянные витрины с товаром и сдавать в аренду эти места. Глядишь, и в бюджет копейка. Места ведь бойкие, раз их облюбовали нелегалы.
— Запрещающими методами несанкционированную торговлю не победим. Это факт. К следующему сезону, через год, планируем предоставить достойную альтернативу для мелких торговцев на мини–рынках. Что касается плоских витрин в переходах, то могут возникнуть проблемы с безопасностью выхода из метро. Пока попробуем одним показать законную альтернативу, других ожидает усиление ответственности. Штраф 3 базовые величины выглядит не очень устрашающим. Есть примеры, когда торговцы платят по 3 штрафа в месяц и продолжают свое дело. Это непорядок. Предлагаем штраф ввести дифференцированный, вплоть до уголовной ответственности за рецидив с конфискацией транспортных средств. Ведь нелегально торгуют не только в переходах, но и во дворах, прямо с машин. Причем реализуют в таких условиях продукты питания неизвестного происхождения. В первом квартале составлено более 500 протоколов на нелегальных торговцев, еще столько же рассматривается в судах. Мы видим, что это далеко не бабушки с пучком редиски, налажена четкая сеть поставки товаров по «серым» схемам.
— Неподалеку от редакции недавно закрылись два промтоварных магазина. «Подарки» на Якуба Коласа и фирменный магазин фурнитурного завода. Вместо «Подарков» теперь спортивный супермаркет известного европейского бренда. Как город собирается поддерживать отечественных производителей промышленных товаров, если их продукция реально исчезает из поля зрения покупателя?
— Проблема глубокая. У нас, к сожалению, сложился пагубный менталитет: свое — это плохо. Как будем менять ситуацию? Гипермаркетам доведен обязательный ассортимент отечественных товаров. Он соблюдается. Но сегодня невозможно заставлять магазины брать продукцию, которая не востребована покупателем. Иначе они обанкротятся. Мы организуем выставки. Обращаем внимание на импортные образцы, показываем направления, куда следует двигаться предприятиям.
— А ярмарки? Посмотрите, как ловко коммерсанты организуют ярмарки, предлагая то товар из Индии, то распродажу — все по 70 тысяч. А потом в почте «СБ» жалобы: купила, чека не дали, качество ужасное. В нынешних условиях исполком тоже должен быть коммерсантом — организуйте выставки отечественных товаров.
— Две провели возле Дворца спорта. Одну в прошлом году, другую сейчас. Чаще делать проблематично. Зимой холодно. Скоро планируем еще одну.
— Готов ли город к воплощению идеи, озвученной недавно Президентом, о создании сети национальной кухни?
— В Минске функционируют 1.700 общедоступных кафе, столовых и ресторанов на 81 тысячу мест. 70 процентов из них предлагают блюда белорусской национальной кухни. Более того, 40 крупных ресторанов и кафе специализируются на их приготовлении. Под брендом «Радзивилловский» планируем создать не только сеть магазинов, но и сеть белорусского бистро. Это задача на будущий год. Два объекта уже подобрали. Приглашаем включиться в реализацию идеи и бизнесменов. Будем специально выделять им площадки для строительства и размещения таких объектов, предусмотрим льготные арендные ставки.
aelita@sb.by
Советская Белоруссия № 98 (24728). Среда, 27 мая 2015