(Окончание. Начало в № 2 от 6.01.2015 г.)
Прижизненная выставка
1987 год. В разгаре перестройка. По инициативе первого секретаря Речицкого горкома партии Адама Вашкова Александру Исачеву предлагают сделать выставку. Скульптор Максим Пожарицкий вспоминает:
— Александр мне тоже предложил поучаствовать в проекте, и я согласился не раздумывая. Раньше Саше выставляться не удавалось: не работал в манере соцреализма, которая приветствовалась. Я подумал — у него живопись, у меня скульптура. Эффектное сочетание!
Александр ИСАЧЕВ вместе с семьей: дочерью Марией, сыном Ярославом и женой Натальей.
Как партнер по проекту Пожарицкий подходил Исачеву еще и потому, что у него к тому моменту были готовы работы, близкие по стилистике: «Ностальгия», «Узурпаторы», «Марс», «Икар»…
Наконец выставку (экспозиция разместилась в одном из фойе Дворца культуры и техники «Нефтяник») открыли. После чего 15 ноября 1987 года в «Советской Белоруссии» и «Звяздзе» вышла статья «Мастер и Афродита». После такой рекламы посетителей ждать не пришлось — люди шли потоком. Многие были поражены уровнем изобразительного мастерства: «Так все аккуратно выписано, как на фотографии. Каждую ресничку различить можно».
Документалист Анатолий Алай, узнав о необычном художнике из газет, тотчас собрал съемочную группу и отправился в Речицу. В его планах было записать интервью с мастером. Оно потом войдет в фильм «Не плачьте обо мне».
В «Советской Белоруссии» недоумевали: почему Александру Исачеву не разрешали ранее организовать хотя бы небольшой вернисаж, если его работы выполнены, по мнению экспертов, столь профессионально? Впрочем, некоторые коллеги по цеху — художники из Гомельского и Минского отделений Союза художников — пытались тем временем доказать, что искусство Исачева не искусство…
Александр ИСАЧЕВ на выставке в Речице
Не имея возможности конкурировать с коллегами по цеху на равных, Александр вынужден был сбывать картины частным лицам. Работы его покупали охотно, в том числе и те, кто собирался выехать за рубеж. Десятки картин к тому времени оказались за границей. И еще такой факт: Александр, чтобы добиться совершенства, мог работать за мольбертом по двенадцать—тринадцать часов в сутки.
Выставка Исачева завершилась большой творческой встречей 2 декабря 1987 года. Зал Дворца культуры и техники «Нефтяник» был забит до отказа. Короткая вступительная часть — и зрители забросали вопросами Исачева, передавая их в записках. Максим Пожарицкий той встречей остался доволен:
— Наш творческий тандем оказался успешным, чего, признаться, мы и сами не ожидали. Всего выставку посетили более 20 тысяч человек. А как был счастлив Саша! К нему наконец пришло признание, которое он заслужил за долгие годы работы. Но эта известность, казалось, удивляла его. Настолько все было неожиданным.
Подлинником картины «Андрей Первозванный» владеет Речицкий краеведческий музей.
Столь же неожиданной была и внезапная смерть Александра Исачева. Он умер прямо за мольбертом 5 декабря 1987 года. Остановилось сердце художника…
Только денег недостаточно
Через несколько месяцев после выставки в Речице картины Исачева экспонировались в минском ДК Белсовпрофа. Афиш не было, рекламы тоже. Сработала статья Александра Шкута «Жил был художник», опубликованная в «Знамени юности». И тогда люди потянулись во Дворец профсоюзов.
Чтобы увидеть 32 работы Исачева, в очереди приходилось стоять часами. «Проникнуть в ДК Белсовпрофа труднее, чем в Эрмитаж, — рассказывает читателям «Советская Белоруссия» 15 мая 1988 года. — Очередь, начинающаяся с Ленинского проспекта, столько раз извивалась вокруг фасадных колонн, что казалось, она никогда не втянется в помещение». Если занять ее с утра, только к полуночи можно было переступить порог выставочной комнаты. И то, если повезет.
Трижды побывал тогда в ДК Белсовпрофа художник Олег Орлов, владеющий ныне самой большой в нашей стране коллекцией работ Исачева. Олег Геннадьевич говорит, что выставку зрители буквально брали штурмом:
— Ажиотажа не было в первый, второй день. А потом вдруг эти сумасшедшие очереди. Но чего стоили 6—8 часов ожидания, если можно было увидеть необыкновенные полотна?
Очередь на выставку работ Александра ИСАЧЕВА в ДК Белсовпрофа извивается, как змейка
Олег Орлов считает Исачева своим наставником (хотя лично знаком никогда не был). Сейчас Олег Геннадьевич работает в стиле мистоэссенциализма — стиль живописи, соединяющий мистические знания человечества. В то же время Орлов осваивает процесс гладкого письма. Сейчас в копилке художника около 30 персональных выставок. А еще Олег Орлов регулярно вот уже на протяжении восьми лет демонстрирует коллекцию работ Александра Исачева. В ней 68 картин. Сколько стоит такое собрание? Олег Геннадьевич не задавался таким вопросом:
— Могу сказать лишь одно: Исачев — дорогой художник. Чтобы купить его, недостаточно иметь определенную сумму денег. Некоторых коллекционеров, владеющих его полотнами, не заставишь с ними распрощаться ни за какие миллионы. Стоимость полотен Исачева во многом зависит от конъюнктуры на рынке изобразительного искусства.
Интересный факт — белорусский художник оказался одним из самых… похищаемых художников последних 30 лет. После внезапной смерти мастера прокатилась серия краж, основной добычей воров были полотна Исачева.
Наведались они и в квартиру вдовы художника Натальи. 14-летняя дочь Исачева Мария тогда была дома, просто открыла дверь на звонок…. Вынесли все, что смогли, включая слайды произведений и записи Натальи Николаевны. Преступники не найдены до сих пор. Похищенное — тоже.
Кстати, список украденных картин Исачева можно увидеть в альбоме-каталоге «Александр Исачев: живопись, миниатюра, графика, иконопись». Они напечатаны на черном фоне с пометкой «Внимание. Похищенные работы». Альбом-каталог вышел в свет в 2007 году к 20-летию смерти Александра Исачева. В издании репродукции 340 живописных работ, 26 миниатюр, 185 графических листов и 40 работ, созданных для православных храмов Речицы и Мозыря. В Преображенской церкви Речицы, к слову, сохранились подлинные иконы, принадлежащие кисти гениального Исачева. Около трех десятков.
Музей. Наследники
Сегодня в открытом доступе лишь 5 живописных работ художника: «У источника», «Гадание на шаре», «Учитель», «Магия» из серии «Владыка», «Андрей Первозванный». Все подлинники — в Речицком краеведческом музее. Там же хранится еще 30 графических работ.
Научные сотрудники начинали собирать материал о знаменитом земляке по инициативе бывших директоров музея Ирины Шафир и Людмилы Коноваловой. Работу по сбору экспонатов и материалов продолжают и нынешние сотрудники музея — главный хранитель Ольга Бобровник и директор Наталья Заева.
По инициативе жителей и музейных работников составлено письмо, которое рассмотрели и поддержали на заседании горисполкома. К 50-летию Исачева на доме, где жил художник (ул. Советская, 91), установили мемориальную доску.
Скульптор Максим ПОЖАРИЦКИЙ помогал в организации прижизненной выставки Александра Исачева в ноябре 1987 года
В 2006 году, когда музей обрел новое здание, открылась и постоянно действующая экспозиция, посвященная Исачеву. В нескольких витринах – фотографии художника.
Вот передо мной снимок, где Александр, еще совсем юный, в квартире у Георгия Михайлова; а вот фрагмент из приговора, вынесенного Михайлову, когда работы приказали уничтожить, в том числе – 92, принадлежавшие кисти Исачева; или фото с первой выставки в Речице. В музее хранятся личные вещи художника: кисти, очки, подсвечник, электрокофейник, самодельная пепельница… Здесь же воссоздали и фрагмент квартиры Исачевых, которая была для Александра и мастерской. Инсталляцию эту, кстати, представляли в прошлом году на форуме «Музеи Беларуси» в Гомеле. Интерес к объекту музейного дела тогда был огромный. Когда смотришь на этот фрагмент квартиры, словно заглядываешь в прошлое. На стенах — картины. Какие-то завершенные, какие-то нет. Исачев писал в технике, требующей нанесения красок тончайшим слоем. Поэтому нужно было ждать, чтобы один слой хорошенько просох перед тем, как нанести следующий.
Многое появилось в музее благодаря жене Александра Исачева. Наталья Николаевна была для Исачева и музой, и помощницей… Она получила два высших образования — филологическое и юридическое, стала педагогом. Творческая группа учащихся гимназии под руководством Исачевой исследовала жизненный и творческий путь Александра. На эту тему Наталья Николаевна даже читала лекции в Гомеле на курсах повышения квалификации учителей.
Когда мужа не стало, старшему — Ярославу — было 10, дочери Марии – 6 лет.
Дети растут быстро… Мария Александровна ныне преподает немецкий язык в школе, уже мама двух дочерей. Влада учится в 8-м классе, Анастасия — первоклассница. Сын, Ярослав Александрович, 10 лет отработал в геофизике, окончив по специальности Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. Параллельно занимался живописью, графикой, литературой. Оформлял книги, принимал участие в различных выставках живописи (Речица, Гомель, Санкт-Петербург).
С 2010-го полностью посвящает себя живописи. Ярослав работает в традиционной технике лессировочного письма. Главным остается содержательное наполнение картин, переосмысление религиозного, философского, исторического опыта различных культур. В прошлом году участвовал в выставке, состоявшейся в Минске. Там же вышел каталог, в котором представлены работы троих живописцев: Ярослава Исачева, Василия Почицкого, Василия Лукина — и скульптора Виктора Минко.
У Ярослава Александровича два сына. Старший — Александр — студент Белорусского национального технического университета, Андрей учится в 9-м классе.
Всматриваюсь в работы Ярослава Александровича. С картин «Екклесиаст», «Спас», «Нефертити»… на меня смотрят все те же глаза. Это и есть тот самый код Исачева? Да. Это именно он.
P.S. Автор благодарит за помощь в подготовке очерка Наталью ИСАЧЕВУ и коллектив Речицкого краеведческого музея.
Фото автора, из личного архива Натальи ИСАЧЕВОЙ, архива газеты «Советская Белоруссия» и из альбома-каталога «Александр Исачев: живопись, миниатюра, графика, иконопись»