В чем сильные и слабые стороны туристической Беларуси

Клецки вчерашние, а гости сегодняшние

Темпы развития сферы туризма у нас в стране впечатляют. Такой вывод напрашивается, если почитать обнародованные в последние дни сведения Белстата, а также информацию Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения. Давайте вместе присмотримся к цифрам, а затем вернемся в реалии и подумаем, где еще есть резервы для привлечения туристического интереса к малой и большой родине. 


Итак, тост за здравие. За год услугами наших турорганизаций воспользовались почти 2,5 миллиона организованных гостей и экскурсантов. Из-за границы к нам приехало более 405 тысяч человек, чуть больше половины из них — россияне. Речь именно о тех, кто отдыхал организованно. При этом за рубеж так же, при посредстве турфирм, отправился почти миллион наших граждан. Соотношение неплохое, учитывая относительную скромность наших природных (нет гор и моря) и исторических ландшафтов.

Судя по цифрам, хорошо сыграла ставка на то, что мы умеем делать лучше многих. Прежде всего санаторно-курортное лечение. Экспорт санаторно-оздоровительных услуг за год вырос почти на 11,5 процента. Число иностранцев, оздоровившихся в Беларуси, выросло на 10 тысяч всего за год. К примеру, лет 13 назад их всего-то приезжало в наши санатории 17 тысяч. А сейчас раскупили почти половину путевок, которые поступают в свободную продажу, — 242 тысячи. Особенно подскочили продажи в здравницах безвизовой зоны на Гродненщине и Брестчине. После России по числу посещений страны лидируют жители Литвы, Польши и Латвии. Безвиз помог! В той же Гродненской области экспорт туруслуг за год вырос более чем на 10 процентов и превысил 15 миллионов долларов.

Кстати, за год число организованных туристов внутри страны составило 72 тысячи человек, экскурсантов — более миллиона. Поэтому познание малой родины в тренде. Например, Гомельщина планирует сделать акцент именно на ностальгический туризм — приезд на малую родину уроженцев республики.

Что может поставить под угрозу дальнейший рост? Мне кажется, наше по-прежнему слабое место — общественное питание. А у большинства туристически успешных стран именно кухня в топе популярности. Вспомним Италию и Францию, особенно Грузию. Лично в хостеле в Тбилиси встретилась с представителями сразу 10 разных национальностей, от египтян до американцев. И все наперебой хвалили местную еду и делились адресами ресторанов и кафе. Кстати, на днях министерство культуры Грузии объявило «памятником нематериального культурного наследия» ритуальную традицию грузинского застолья (супра).

Теперь, простите, ложка дегтя из нашего общепита. Изучаю на днях меню кафе в Полоцке. Бесспорный туристический центр, куда магнитом тянет гостей. Под грифом солений «Домашние» идут маринованные помидоры черри и корнишоны. Мягко говоря, я бы не назвала их белорусскими и традиционными. Второй пример: в разделе белорусской кухни одного из минских кафе вижу часть, посвященную посту. Вот, думаю, где традиции чтут, молодцы! И что там? Салат с киноа, чечевичные котлетки и овсяная гранола с греческим йогуртом… Но аппетита лишили меня «Клецки вчерашние» из все того же полоцкого пункта общепита. Нет, конечно, для некоторых россиян приезд в Беларусь — это немного аттракцион по перемещению во времени. Вот и в санаториях наших многие из них хвалят традиционную диетическую кухню. А другим, наоборот, не нравится вкус чая и отсутствие модных супов-пюре. На вкус и цвет, как говорится… 

Вывод здесь один: выбирать и усиливать нужно то, что у нас хорошо получается. А пытаться скопировать чужое или ставить в меню «позавчерашние» блюда — невыигрышный ход. Туристы нужны всем странам, и слабину давать нельзя.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter