Хлеб всему голова! А также рис и кукуруза
Среди стран, лидирующих по производству зерновых культур, в 2021‑м первая пятерка выглядела так: Китай, США, Индия, Россия, Бразилия. Эти государства в совокупности вырастили около 55 процентов всех зерновых, среди которых пшеница, рожь, рис, ячмень, кукуруза и т.п. На 9‑м месте в прошлом году была Украина, производившая около 2,15 процента мирового урожая зерна. По производству отдельного, но наиболее важного вида зерновых — пшенице — места распределились следующим образом: Китай, Индия, Россия, США, Канада. Украина тут на 8‑м месте.В этом году прогнозируется некоторое изменение состава мировых лидеров в производстве зерна. Китай, США, Индия и Россия сохранят свои места, а вот на пятую позицию выйдет Индонезия, оттеснив Бразилию на шестую строчку рейтинга.
Среди экспортеров — поставщиков зерновых на международный рынок расклад уже несколько иной. На первом месте в пятерке — Россия (более 20 процентов рынка), затем США, Канада, Франция и Украина (ее доля — около 9 процентов).
Кто же главный потребитель? Это, безусловно, Азия с ее перенаселенными территориями и климатическими условиями, не всегда пригодными для получения больших урожаев.Китай и Индия практически все производимое зерно отправляют на внутренний рынок, а Поднебесная к тому же является и одним из крупнейших покупателей иностранных злаков (находится на второй позиции по этому показателю). На первом месте по зависимости от импортных зерновых — Египет, в пятерку входят Индонезия, Турция, Бангладеш. Большие импортеры зерна — страны Северной Африки, Филиппины, Евросоюз (особенно Италия, забирающая себе более четверти всех поставляемых в ЕС зернопродуктов).
При этом топ-5 значительнейших сельскохозяйственных экспортеров мирового масштаба выглядит так: Китай, США, Бразилия, Индия, Россия. Как вы понимаете, между ними идет определенная конкурентная борьба за рынки. И вот тут мы подходим к самому интересному.
Удобрение — мать растений
Крупнотоварное производство сельскохозяйственной продукции в современном мире невозможно без использования удобрений. Поэтому сельхозпроизводители напрямую зависят от мирового рынка азотных, фосфорных и калийных удобрений.Мировой рынок минеральных удобрений более чем на 50 процентов — это рынок азотных удобрений. Основное сырье для их производства — аммиак и природный газ. Ну а стоимость газа нынче на мировых биржах (особенно в Европе) сами знаете какая. На днях он торговался свыше 2300 долларов за тысячу кубометров!
Но уже при стоимости около 1000 долларов все производство азотных удобрений в Евросоюзе стало нерентабельным. И вот ряд предприятий приостанавливает работу или вовсе закрывается (как, например, один из крупнейших британских заводов по производству данного продукта в пригороде Честера). И приходится закупать минеральное сырье у того, кто подешевле предложит.А с этим как раз очередная проблема. Ведь действуют санкции, наложенные Евросоюзом на Россию и Беларусь, с помощью которых пытаются запретить продажу и транспортировку удобрений, а также «снижают зависимость» от российского газа, повышая тем самым его стоимость. Проигрывают Европа, Россия и, как ни странно, Бразилия, закупавшая азотные удобрения у России. В выгоде — США. Они нарастили в последние годы собственную добычу газа и теперь предлагают его и создаваемые с его помощью удобрения европейским партнерам, а заодно пытаются войти на латиноамериканский рынок, замещая выпавшего по политическим причинам конкурента.
Честная конкуренция? Забудьте!
Такая же петрушка и с калием.До 2021 года крупнейшими производителями и поставщиками калия на мировой рынок были Канада, Россия и Беларусь. На их долю приходилось до 60 процентов всех мировых поставок.Но вновь санкции, вначале со стороны США, затем Евросоюза, перекрытие в феврале — марте транзитного потока через порты стран Балтии. И неважно, что убытки от потери транзита несут экономики Литвы и Латвии — лишь бы побыстрее отчитаться перед заокеанским хозяином о строгом следовании в фарватере его курса!
Результат — резкий взлет цен и значительное сокращение объемов поставляемых калийных удобрений.
Наиболее сильно это ударило по Бразилии (закупала до 40 процентов удобрений в России и Беларуси), Индии, Китаю, которым просто неоткуда взять выпавшие объемы. Канада, состоящая в союзных отношениях с США, может наращивать свои производственные мощности не более чем на 1 млн тонн в год, что является каплей в море. Одной только Индии требуется около 23,5 млн тонн калийных удобрений до октября этого года!
А нет удобрений — нет и урожая. Вот вам и призрак голода! И совсем ни при чем тут невозможность вывезти из украинских портов мизерные по мировым меркам запасы пшеницы. По подсчетам аналитиков, их там не более 14 млн тонн (мировое потребление в 2021 — 2022 годах — 776 млн тонн). А все дело в нечестной конкуренции, которую развязали США, используя для решения своих экономических целей военные и политические методы.Не в первый раз, кстати.
Белорусский фронт
На этом фоне мировой войны за продовольствие ситуация с белорусской «битвой за урожай» выглядит вполне себе оправданной. Газ у нас по 127 долларов (спасибо Союзному государству!), есть собственные (мирового масштаба) запасы калийных удобрений, сельское хозяйство развивается по всем направлениям, полностью обеспечивая внутреннее потребление, продовольственную безопасность страны.Экспорт, кстати, постоянно растет: если в прошлом году на внешние рынки было поставлено сельхозпродукции на 6,7 млрд долларов США, то в этом планируется перешагнуть рубеж в 7 млрд.А к 2025 году, по мнению министра сельского хозяйства и продовольствия Игоря Брыло, будут достигнуты и все 8 млрд! А в основе этих достижений — пристальное внимание со стороны Главы государства, неизменный спрос с местных руководителей, постоянная забота о тех, кого называют избитым штампом «труженики села».
Но раз идет мировая война за продовольствие, то и внимание Верховного Главнокомандующего на белорусском фронте тут весьма кстати.