Проблема ненужного жилья в наши дни распространена во всем мире: безхозные квадратные метры можно найти на солнечных побережьях Испании, в центральных регионах США или заснеженной Якутии. Имеются они и у нас — сегодня насчитывается больше 7 тысяч брошенных домов по всей стране, преимущественно в сельской местности.
Взять в оборот
Виктор и Наталья купили пустующий дом в центре Вульки-1 Лунинецкого района больше 15 лет назад. Уже тогда приобрести жилье на селе за весьма скромную сумму можно было проще простого: старшее поколение уходило, а многие дети и внуки возвращаться в родные пенаты не намеревались — манили города. Виктор и Наталья рискнули пойти против тренда — приобретя старую, но добротную деревянную коробку, построили избу своей мечты. На заднем дворе грядки. Есть пышный сад и даже маленький прудик с лилиями.Половина соседей поступила точно так же: перестраивали старые ненужные дома на свой вкус и получали современное жилье. Газ, скоростной интернет, горячее водоснабжение.
Вопреки прогнозам скептиков, Вулька-1 до сих пор остается популярной: пустующее жилье здесь скупают еще активнее, чем раньше, в том числе и горожане. Нет свободных участков и под постройку новых домов. В чем причина? До райцентра рукой подать — всего четыре километра. Даже если на селе работы не найдешь, можно свободно каждый день кататься в город: хоть на автобусе или поезде, хоть на личном транспорте — автомобиле или велосипеде.
Но всем ли деревням так везет? Председатель Чучевичского сельисполкома Лунинецкого района Александр Соц рассказывает, что за последние годы им не удалось продать ни одного пустующего дома:
— Ни из тех, что перешли на баланс района, ни из тех, что находятся в собственности людей. Более того, даже земельные участки на протяжении последних четырех лет остаются полностью невостребованными. Причин у сложившейся ситуации немало. Например, нехватка рабочих мест на селе. Раньше действовал лесозаготовительный участок, где работало около 150 человек. На смену пришло частное производство, которое трудоустроило только десяток рабочих. Переманивают в город и многодетные семьи — там и предоставляют льготные 2-, 3-комнатные квартиры. Хотя не так давно был и у нас положительный опыт возведения жилья для многодетных: построили два добротных дома под ключ. Семьи живут и уезжать не собираются.
Александр Васильевич рассказал, что в прошлом и позапрошлом годах в реестр ветхого жилья от Чучевичского сельисполкома были внесены шесть домов. Все ушли под снос. Причем за каждый из местного бюджета нужно было заплатить деньги подрядной организации:
— Снос трех домов без хозпостроек обошелся почти в 1600 рублей.
Еще одна проблема — поиск владельцев брошенных хибар, потом с этими людьми идет работа, которая может тянуться годами и закончиться судом. Оформление документов на такую недвижимость и приведение в порядок освободившейся территории — все это ложится на местные власти.
Квадратные метры без волокиты
На прошлой неделе Президент подписал Указ № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами». Это не первая попытка упростить законодательство для решения вопроса с ненужным жильем в регионах.— Изучив опыт предыдущих лет, мы поняли, что нужно совершенствовать методы работы, и поэтому упростили процедуру отчуждения, — говорит зампредседателя Госкомимущества Николай Бобер.
В соответствии с указом местные исполкомы смогут продавать пустующие дома на аукционах без удостоверяющих документов собственника, а если понадобится, то сносить без разработки проектной документации. Сделка покупки будет заключаться на основании купли-продажи между продавцом и покупателем в местном органе власти. Обязанность регистрации дома ляжет на покупателя. Фактически изменения должны привести к уменьшению бумажной волокиты.
Интерес к деревенской недвижимости растет
В отделе архитектуры и строительства, жилищно-коммунального хозяйства Лиозненского райисполкома рассказали, что пустующие и ветхие дома в их местности приобретают в основном свои же люди — из райцентра и сельчане. Берут те, кто живет в квартирах, но хочет, например, поставить теплицы или возвести баньку на участке.— Несмотря на относительную близость района от Витебска, жители областного центра интереса к сельской недвижимости, увы, не высказывают, — поделилась начальник отдела Лариса Корнейчик.
На западе страны ситуация иная. Прошлой осенью в Индурском сельсовете Гродненского района продали все пустующие дома, хотя и не надеялись сбыть хотя бы один. Неожиданно возросший интерес связывают с эпидемической ситуацией: горожане стремились уехать подальше от зон риска заражения коронавирусом.
А вот история минчанина Дмитрия. Он долгое время работал в одной из риелторских компаний. Занимался куплей-продажей загородных домов и участков. Однажды искал вариант для клиентки, а в итоге нашел для себя:
— Место потрясающее. Деревушка Клетище Столбцовского района находится в центре Налибокской пущи. Прямо за заборами частенько пасутся лоси и косули, можно повстречать даже зубра или обнаружить следы медведя. А воздух какой!
В деревне столичный житель купил не просто пустующий дом, а здание бывшей школы, которое не могли продать на протяжении нескольких лет.
— Считаю, что деревня дает гораздо больше возможностей, чем город. Это касается не только работы на земле, но и развития своего дела. У Налибокской пущи большой туристический потенциал. Одно только наше Клетище чего стоит: тут в свое время действовало известное металлургическое производство, находилась стекольная мануфактура и работала необычная хлебопекарня — все это может стать мощной основой для развития агротуризма, — уверен Дмитрий. — Однако одному вдохнуть жизнь в пустеющую деревню крайне сложно. Нужна команда энтузиастов. Не оставляю попытки заинтересовать историей края детей и внуков местных жителей, которые наведываются сюда на выходные.
МНЕНИЕ
Валерия Клицунова, председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне»:
— Нынешний указ Президента — это еще один шаг навстречу сохранению сельской жизни в Беларуси. Очень хочется, чтобы наши деревни не исчезали. Ведь и появлялись они не просто так — предки выбирали места для жизни по каким-то критериям (от географического положения до простого веления души). Жизнь тут протекала сотни лет, и было бы опрометчиво так просто отказаться от богатого и насыщенного культурой, обычаями, бытом прошлого белорусской нации.
В нашей стране есть пример превращения брошенного села в успешный агроусадебный бизнес — «Белые луга» в Гродненской области. Там владельцы выкупили восемь домов в самом населенном пункте, а потом еще примерно столько же перевезли из других деревень. Никаких новостроек! Тем самым удалось сохранить особенности белорусской сельской жизни в первоначальном виде. Кроме того, знаю, что есть интерес к нашим пустующим домам у иностранцев, которые давно приезжают к нам в качестве туристов. Было бы неплохо предоставить и им возможность покупки бесхозной недвижимости.
ЧТО, ПОЧЕМ И ГДЕ
Сегодня на сайте каждого райисполкома имеются странички, где можно ознакомиться с предложениями по недвижимости, которую выставили на продажу местные власти. Средняя цена — от 2,5 до 10 тысяч рублей. В соответствии с новым указом дома, попавшие на аукцион, будут продаваться по рыночной цене с возможностью поэтапного снижения стоимости до 1 базовой величины (29 рублей с 1 января 2021-го).
Кроме того, на сайтах райисполкомов нередко можно найти объявления о продаже не только жилья, но и других объектов, например бывших школ, детских садов и домов культуры.
К январю 2023 года в Беларуси заработает Единый реестр пустующих домов. Полная база данных будет включать не только перечень недвижимости со всех регионов, но и подробное описание объектов с фото.
kurak@sb.by