Одной из задач глобализации — иными словами, окончательного подчинения всего мирового уклада жизни англосаксонской либеральной гегемонии — является атомизация общества.
На всех уровнях.
Политика
На политико-государственном уровне это означает втягивание отдельных стран в стратегически невыгодные им системы международных договоров. С последующим принуждением «играть по правилам». Типичный пример — подписание Советским Союзом в 1975 году Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинских соглашений).
В этой области международных отношений СССР получил бесконечный накат Запада по поводу несоблюдения «прав человека». Взамен всем нам обещалась неизменность послевоенных границ и, соответственно, стабильность политических блоков. На что Запад с легкостью наплевал спустя самое большее два десятка лет.
Потому что правила — они пишутся англосаксами для остальных. Но не для себя, отнюдь. А мы, к примеру, живем по принципу «не давши слова — крепись, а давши — держись».
Да, это часто играет против нас же самих. Зато в глазах мира (другого, не англосаксонского) делает нас предсказуемыми, достойными доверия, желанными партнерами. Что еще больше, в свою очередь, раздражает англосаксов.
Экономика
На экономическом уровне атомизация означает потерю экономического (следовательно, и политического) суверенитета. Наиболее простой пример: да зачем вам вот это производить самим? Мы вам все продадим, даже не сомневайтесь.
Купленные с потрохами соросята-реформаторы на заре перестройки увлеченно закрывали завод за заводом, отрасль за отраслью. «Мы все купим!» — кричали они, убивая на своей родине компетенцию за компетенцией. А все оружие надо переплавить или хотя бы бросить ржаветь. «Воевать больше никто не собирается!» — кричали они еще громче. Не прошло и десяти лет, как западники разбомбили Югославию — и понеслось.
Другой, не такой заметный, но по сути своей гораздо более эффектный пример. В 2020 году Украина захотела принять закон о локализации. Чтобы производить хоть что-то самим, хоть чуть-чуть. Евросоюз, США и МВФ дружно и категорически выступили против: нет, покупайте все у нас, вы для наших производителей — рынок, место, куда продают, не дурите мозги. В тот момент Зеленский имел сумасшедший рейтинг, монобольшинство в Раде, фактически карт-бланш от всей страны, чтобы сделать для нее хоть что-то полезное.
И — ничего. «Слуги народа» оказались действительно слугами. Вот только американского (и немножечко общеевропейского) народа.
Социум
На человеческом уровне атомизация общества нужна для создания «идеального потребителя». Разрушая связи индивида с общиной, с коллективом, с большой семьей, с близкими, даже с церковью, его делают зависимым только от одного потока информации — того, который идет из гаджетов. А уж манипулировать современные западные массмедиа умеют давно и шлифуют эти умения ежечасно.
Но поскольку человек остается животным социальным, то места родных, близких и друзей занимают буквально проросшие в ткань западного общества всяческие НКО (некоммерческие организации). От «зеленых» до «котиков-собачек», от «гретытунберг» до «блэк ливз мэттер». Весь этот радужный прайд ЛГБТ плюс-минус — оттуда же. И даже движение «МиТу»: рассказать-то хочется, девчонки, аж колется, а некому.
В атомизированном социуме неизбежно появляются и активно действуют десятки тысяч фондов, центров, инициатив, суполак и прочих НКО. Тысячи общественных организаций. Сотни партий. Не имея никаких таких особых программ, а лишь усиливая потребительский индивидуализм и облегчая манипулирование толпами особей.
Плюс обеспечивая финансирование нужной англосаксам повестки через тысячи внешне не связанных друг с другом ручейков. Доказательства рядом: так уже было в Украине, достаточно голову повернуть («ИИ для взрослых», 21.09.23, «СБ. Беларусь сегодня»).
Достаточно повернуть голову, чтобы увидеть, чем такое может заканчиваться.
Культура
На культурно-ценностном уровне атомизация означает замену своих смыслов чужими. Традиционных ценностей — западными. Привычного мировоззрения — жизнью по англосаксонским правилам. Конечная цель культурной глобализации состоит в том, чтобы аборигены сами отбросили свое и добровольно встали в то место пищевой цепочки, которое англосаксы им предназначили.
Без идеологии, без системы базовых якорей противостоять ползучей подмене смыслов трудно. Еще и потому, что далеко не все очевидно сразу. Могут пройти десятилетия, и достигнутый результат для многих окажется «естественным», как для той лягушки, которую варят медленно.
Из уже успешно прошедших и достаточно прижившихся трансформаций можно отметить, например, гетто-культ (по аналогии с карго-культом). Темнокожие в Америке берут одежду из мусорных ящиков, им не до размера — и в моду входят штаны с висящей мотней и майки-свитера-пальто оверсайз. Затем возникает целая индустрия секонд-хенда. Дальше — больше: если твои вещи из мусорки, ты ведь их не стираешь, верно? И звезды разгуливают по дорожкам в «грязных джинсах», приучая себя и всех остальных: теперь неопрятно — это модно.
Темнокожие также хотят и петь, и плясать — и вот рэп с хип-хопом завоевывают мир. Больше не нужны ни стихи, ни мелодия, человечество учат получать наслаждение от низкопробного. И полмира, действительно, в культурном смысле охотно подражает темнокожим жителям из гетто американских городов.
Да что там подражает — идет вслед.
Эмиграция
Через моду, через музыку и театр, через выставки и фестивали, через кино и сериалы — через культуру в самом общем смысле, культуру все того же потребления — западные ценности просовываются так же незаметно, неспешно и неотвратимо, как и через образование. Вот почему отдельные белорусские беглые начали сейчас активно агитировать за отмену многих санкций, связанных со свободным перемещением граждан Беларуси.
Мол, «Лукашенко на электричках не ездит», так давайте возобновим привычку каждый уик-энд пить кофий в Вильне. Верните магчымасць вновь кататься в Варшаву на фэсты и концерты. Пусть белорусы ездят на Запад, пусть смотрят, пусть учатся: мы ведь именно так стали коллаборантами, дайте и новым поколениям такую возможность!
И тогда лет через пять вновь появятся люди — и их будет много, — которые просто в силу количества окажутся и в чиновничестве, и среди силовиков, и во власти, и в политике. А уж в экономике их будет как сейчас клопов в Париже. Вот они-то, думают беглые, и скажут нам: «Всё, давайте мириться». И мы, мечтают коллаборанты, примем эту их капитуляцию.
Ну, или через 10—20 лет, готовы терпеть самые циничные (и молодые при этом) из эмигрантов. Мы дождемся — они это декларируют.
Филология
Западные теоретики предполагают, что «рост глобализации станет катализатором всемирного распространения «универсальной цивилизации» с либеральными ценностями индивидуализма». Если не всем понятно, как это и что это, дается уточнение, пусть и неохотно дается: «Глобализм должен разрушить традиционную культуру и заменить ее «современными» классовыми структурами и ценностями, характерными для стран Запада».
«Несть ни эллина, ни иудея» плюс «Мы наш, мы новый мир построим» — в трактовке англосаксов. С небольшим, но существенным отличием: цель — осчастливить не все человечество, а один «золотой миллиард». Чтобы остальные семь горбились на него, в идеале — совершенно добровольно. За харчи.
На эту цель работает даже современное языкознание. Объем подмены терминов, особенно в гуманитарных научных сферах, ужасает. «Эмансипацией» называется отказ от традиционных социальных связей, «скептицизмом» — непринятие на веру западных ценностей, ценностями вообще называют лишь то, что подчеркивает «важность терпимости и индивидуализма».
Для того чтобы манипулировать человеком, надо превратить его из субъекта в объект. А чтобы манипулировать обществом (нацией, народом), надо поменять слова-названия. Назвать, скажем, черное немного искаженным белым. А про белое забыть вообще.
Так что и правда, нет ничего нового под солнцем. Есть абсолютно циничное, на грани антигуманности, использование всего наработанного человечеством философского, научного, социологического и прочего инструментария для удержания собственного единоличного места властелина мира. Залезшего на вершину ледяной горы без возможности что-то сделать еще, кроме как полететь вниз и убиться.
Резистанс
И однако мир как-то не сильно охотно гнется. Человеческая культура (а может, и сама природа) сопротивляется. «Ученые из Чикагского университета пришли к выводу: ценности, подчеркивающие важность терпимости и индивидуализма, во всем мире за последние 40 лет резко разошлись. Особенно между западными странами с высоким уровнем дохода и остальными государствами», — не желая того, подчеркивает научно-популярный журнал Naked Science.
То есть не хочет остальной мир идти в фарватере англосаксов. Никто ж не будет спорить, что именно они и возглавляют те самые «западные страны с высоким уровнем дохода». Больше того, многие ученые считают, что «конфликты XXI века по всему миру основаны на столкновениях культурных ценностей».
Не забудьте, что входит в «культурные ценности» по новым определениям: «отношение к эмансипации и послушанию, гомосексуализму, праву на самоубийство, а также оправдание эвтаназии, разводов и/или абортов, проституции». Не диво, что они «сталкиваются»: мало кто захочет такое терпеть рядом.
«Рост благосостояния на душу населения с 2000 по 2020 год в Гонконге и Канаде был аналогичным, тем не менее в последней стране принятие гомосексуализма росло более быстрыми темпами. При этом важность трудовой этики снизилась в Канаде, но возросла в Гонконге», — пишет Naked Science.
Культура самого народа, его менталитет, сильная государственность, наличие своей идеологии — вот какие факторы мешают глобальной культурной экспансии.
Выводы
Выводы ученых из Чикагского университета просты и страшны одновременно.
«Сама по себе глобализация не может привести к сближению культурных и социальных ценностей. Уровень дохода также может по-разному влиять на них в разных регионах». Переведу. Ни экономическое подчинение, ни информационное интернет-доминирование, ни проплаченные НКОшные проекты не могут подменить или подчинить культурные и социальные ценности многих суверенных государств. Ни вместе, ни в совокупности, как ни пробовали. За весь изученный период: 41 год.
Сопротивляются, пожалуй, даже не какие-то народы или отдельные страны — получается, будто сама природа сопротивляется.
Вывод для англосаксов прост: надо бомбить. И они, властелины мира, именно это делают и будут делать. Пока не полетят вниз с вершины ледяной горы.
Вот что важно понимать про современный этап развития капитализма — глобализационный империализм.