Не дать исчезнуть
В наших краях проживает два подвида глухаря: западноевропейский, или глухарь Майера, и более распространенный среднерусский — всего около 9 тысяч особей. В других странах глухарей называют «лесными курочками» и даже «лесными лошадьми» из-за звучного цоканья во время песни. Привычное же нам имя птичка получила из-за того, что в период весенних брачных игрищ самцы становятся абсолютно неосторожными, практически глухими. Этим пользуются охотники, для которых редкая птица — заветный трофей. Но сокращение популяции произошло не из-за массовых отстрелов глухарей, а из-за изменения состояния лесов и вмешательства человека в места их обитания. По словам директора заказника «Налибокский» Василия Гуркова, глухарь был выбран «птицей года» неспроста:
— Нами были замечены две вещи. Значимость глухаря возросла, поскольку эта птица является индикатором состояния бореальных (хвойных) лесов. А с другой стороны, численность особей подвида Майера начала резко сокращаться за последние десятилетия. И потому Министерством лесного хозяйства было принято решение с будущего года закрыть охоту на глухаря в Гродненской и Брестской областях. Чтобы не дать этому подвиду исчезнуть.
В 2016 году в заказнике «Налибокский» для этой же цели был создан глухариный питомник. Чему предшествовала большая научная работа: были проанализированы данные учета птиц и токов за последние 35 лет! Средства на строительство питомника выделили из республиканского бюджета, а также привлекли финансирование из ЕС. Затем егеря Налибокского заказника совместно с орнитологами провели некоторые биотехнические мероприятия для улучшения условий обитания глухарей, а также обозначили 24 действующих тока. Чтобы ограничить посещение этих участков людьми и уменьшить количество проводимых здесь рубок.
На глухариной ферме сейчас проживает только один подвид, которому угрожает исчезновение, — западноевропейский. А в целом в Беларуси встречается еще и среднерусский подвид.Птичьи перипетии
Глухариный питомник образца 2016-го — это всего 7 птиц. Три самки и четыре самца. Вплоть до 2019 года от них не удавалось получить потомства.
— В итоге оказалось, что крыша нашего вольера покрыта поликарбонатом, который не пропускает ультрафиолетовые лучи. Без них у птиц не вырабатываются гормоны, и самки не вступают в брачные игры, — рассказывает Василий Гурков.
Проблему решили быстро и просто. В прошлом году птиц на период весеннего выгула вывели в вольер под открытым небом. Результат — 21 яйцо, из которых вылупились 19 птенцов. До стадии взрослой птицы доросли 15. Одного самца даже удалось продать в литовский заповедник. Несомненный успех! Ведь птенцы от глухарей, содержащихся в неволе, в Беларуси появились впервые. Ранее в Березинском заповеднике орнитологи шли другим путем. Птенцов выводили из яиц, найденных в дикой природе, и доращивали в инкубаторе. А в «Налибокском» все произошло естественным путем.
Сейчас в вольере егеря оставили двух самцов и десять самок, остальных птиц выпустили в дикую природу. Планы на будущее солидные.
— Рассчитываем на такой же результат, как и в прошлом году. И на молодых самок надеемся. Всего их у нас 7. Но природу торопить нельзя. Кроме того, у нас государственной программой заложено, что минимум 10 птиц мы должны адаптировать к жизни в дикой природе на границе с заказником. Для этого будет создан один новый ток. Там оборудуем временный вольер и поселим в него птенцов вместе с самкой. Птицы таким образом будут привыкать к естественным кормам и среде обитания. Ведь мы не можем просто выпустить их в неизвестность. Они погибнут.
Наполеоновские планы директора Гуркова — со временем популяцию глухаря Майера увеличить вдвое. Но многое будет зависеть от ближайших результатов. Если динамика сохранится на том же уровне, то для полной реализации программы понадобится 8 лет. А если дело пойдет быстрее, то задачу решат и за три года. Значит, возможность увидеть «птицу года — 2020» в дикой природе может появиться и у нас.
Самка глухаря.
В яростной схватке
Побывать на току, послушать брачные песни и увидеть кровавые глухариные битвы — мечта не только многих охотников, фотографов, но и людей любознательных. Те, кто в теме, знают: даже подготовка к глухариному току сама по себе уже почти ритуал. Слишком много нюансов.
Работа начинается еще вечером. Задача номер один для егерей — прийти на ток и услышать, где глухарь садится на деревья. Дело в том, что птица довольно большая (около 5 кг) и при посадке сильно хлопает крыльями, ломает сучья. Слышно как минимум за 300 — 400 м.
Токовать глухарь начинает очень рано. Около 4.00. Поэтому на обозначенное вечером место, в «засаду», нужно прийти еще до рассвета. Глухариные песни вы не спутаете ни с чем. Хотя бы потому, что другие лесные птицы начинают петь на 15 — 30 минут позже. Есть у песни глухаря Майера особенность. В середине ее птичка издает звук, как будто с помощью штопора кто-то достал пробку из бутылки. У среднерусского и других подвидов такого в песне нет.
Молодняк обычно не токует. Но на току находятся и они. Самцов-первогодков за это прозвали молчунами. Они просто сидят и наблюдают за процессом, по нашим понятиям, набираются опыта. Иногда могут подклекивать, но их тяжело расслышать.
К рассвету на ток прилетают самки. Они квохчут и издают звуки, похожие на куриные. Оперение пестрое, серое или рыжеватое, а размером они в разы меньше самцов. Самочки весят всего около 2 кг и со стороны кажутся очень неповоротливыми.
И вот когда все гости в сборе, начинается самое интересное. Солнце всходит, самцы спускаются на землю и начинают биться друг с другом. Сильно крича, распушая крылья и нанося серьезные ранения. Известны случаи, когда в такие моменты глухари бросались на животных и даже на людей. Таких особей орнитологи называют «сумасшедшие самцы». Поэтому борьба за «лапку и сердце» невзрачных глухарок заслуживает особого внимания. Такого же мнения придерживается и Василий Гурков:
— Глухариный ток — сильное зрелище. На нем можно услышать звуки, которые пробуждают в человеке первобытные инстинкты, заложенные на генетическом уровне. Он понимает, что сам часть природы.
Самая высокая активность наблюдается до 20-х чисел апреля, в это время и проводятся учеты глухарей на току. Это довольно консервативные птицы, предпочитающие верховые болота в лесах, которым более 100 лет. Самцы могут перелетать с тока на ток на несколько десятков километров. А вот самка с молодыми птицами обитает вокруг тока — на пушицах, на ягодниках. Осенью и весной, кстати, глухаря часто можно встретить на гравийных дорогах. Так что будьте внимательны!
Егерь Алексей Шакун.
Рацион глухарей меняется в зависимости от времени года и возраста птиц. К примеру, маленькие птицы кормятся мошками, червями, потому что им нужно много белка. Но когда глухари взрослеют, то потребляют больше зелени — листьев ягодников, осин, ягод. Зимой и в начале весны основное пропитание — это хвоя. И поскольку это грубый корм, то для его переваривания птицам нужны гастролиты — мелкие камушки: пернатые их заглатывают и используют как жернова для перемалывания.
ФАКТ
«Птицу года» выбирают с 2000-го. Этот статус имели уже белый аист, иволга, воробей, черный стриж, городская ласточка, ушастая сова.
demeshko@sb.by