Сегодня состоялось очередное заседание совета. Были обсуждены ход реконструкции 5-го форта Кобринского укрепления ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» и запуск общенациональной акции по сбору средств на реконструкцию укрепления и создание в нем музейной экспозиции. Также в повестке дня — вопросы о результатах мониторинга внедрения цикла социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, о внедрении Концепции истории белорусской государственности в деятельности учреждений культуры и о мониторинге экскурсионной деятельности и содержании экскурсий.
Корреспондент «СБ. Беларусь сегодня» попросил рассказать руководителя Республиканского совета, Главу Администрации Президента Игоря Сергеенко о том, какую роль играет совет в противостоянии с искажениями и фальсификацией истории, а также о задачах, которые предстоит решить его участникам в ближайшем будущем.
Не допустить искажения фактов и смещения важных акцентов
— Игорь Петрович, большое спасибо, что согласились на интервью, ведь постановка новых задач — это еще и повод подвести первые итоги, поговорить о том, что сделано за год…— Совершенно верно. Но о первых итогах можно говорить уже с того момента, когда впервые на самом высоком уровне была обозначена проблема «войн памяти» как угроза национальной безопасности государства. Вы же понимаете разницу между развитием темы на уровне общественного обсуждения и тем, когда ее озвучивает Глава государства, обозначая бескомпромиссную политическую позицию, которая сразу же обретает форму поручения.
Тот положительный информационный резонанс, который вызвало совещание по вопросам исторической политики (6 января 2022 г. — Прим. ред.), и то, как агрессивно отреагировали на его тему наши оппоненты, наглядно продемонстрировали, что мы на правильном пути.
Мы увидели единомышленников, обнаружили латентные источники угроз. Это результат. Само время подтолкнуло создать совет с соответствующими полномочиями и сделать историческую политику инструментом защиты национальных интересов белорусского народа.
— Игорь Петрович, вы рассуждаете как государственник. Ведь не секрет, что в своем большинстве исследователи, которые погружены в историческую науку с головой, очень ревностно и с большой опаской относятся к понятию «историческая политика». А что говорит ваш внутренний голос — голос дипломированного историка?
— Вы намекаете на риск потери объективности в оценках исторического прошлого в угоду политической конъюнктуре? Нет повода для опасений. Все основные наши исторические, как любят говорить ученые, нарративы подтверждены документами. Их трудно опровергнуть, но можно извратить или заболтать, то есть отвлечь внимание, как это делают ангажированные историки и политологи.
Поэтому перед советом стоит задача не допустить искажения этих фактов и не допустить смещения важных акцентов. Приведу пример. С подачи избежавших суда и спрятавшихся за границей коллаборационистов, пособников фашистов нам давно вброшена такая тема: в том, что каратели сжигали белорусские деревни вместе с жителями, виноваты партизаны. Но зверские расправы с мирным населением начались задолго до того, как партизанское движение оформилось в реальную угрозу для оккупационного режима. Да и где бы мы сегодня были, если бы не масштабное движение Сопротивления белорусов — партизан, подпольщиков, которое подготовило почву для победного контрнаступления Красной армии?
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТНовые факты геноцида белорусского народа, открытые в ходе расследования Генеральной прокуратуры, станут одним из инструментов борьбы с фальсификациями истории. Эта информация должна быть доведена до каждого, над чем также работает совет.
Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, член‑корреспондент НАН, доктор исторических наук, профессор:
— Фашисты планировали оставить в живых 1 300 000 белорусов с целью превращения их в рабов. Также за годы оккупации с территории БССР было вывезено 20 тысяч детей с целью их насильственной ассимиляции в Германии.
mogilevnews.by, 19 декабря 2022 года.
И про акценты в интерпретации тех или иных исторических фактов было сказано предельно ясно в ходе Послания. Никто не спорит, что эпоха Радзивиллов — это расцвет культуры, время экономического подъема и развития на белорусских землях. Но мы не должны умалчивать, в каких нечеловеческих условиях жил народ в своем рабском труде на магнатов, по сути, бесправный, каким жестоким пыткам и наказаниям подвергался. Это важный момент для понимания судьбоносного исторического выбора белорусского народа, создавшего более века назад национальное государство на основе равноправия и социальной справедливости, никогда больше не желая, образно говоря, гнуть спину на господ.
Либеральные идеи с оправданием классового или социального неравенства нам, белорусам, чужды. Это исторически определено.
Помня опыт прошлого, передавая знания о нем детям, мы защищаем следующие поколения от ошибок в будущем. В этом суть нашей исторической политики.
АКЦЕНТ— Все ли члены Республиканского совета по исторической политике едины в подходах к интерпретации исторического прошлого и расстановке в нем акцентов?
Александр Коваленя, академик Национальной академии наук Беларуси, доктор исторических наук, профессор:
— Историческая политика — это система целенаправленной деятельности институтов государственной власти, ориентированная на формирование национального историко‑государственного мировоззрения человека и общества, укрепление историко‑культурных и духовно‑этических представлений людей, их готовности к созидательному труду, отстаиванию государственной безопасности и национальных интересов Отечества.
— Убежден, что да. Это профессионалы в своих сферах: люди с глубокими знаниями истории, политологии, философии и четкой государственной позицией. Они понимают риски, связанные с вбросами исторических мифов и фейков, знают механизмы их использования как идеологического оружия. Знают, как с этим бороться. И делают это весьма эффективно. Наши известные ученые Игорь Марзалюк, Вячеслав Данилович, Вадим Гигин уже активно отрабатывают повестку совета в публичном поле. Все, что обсуждается в закрытом режиме, сразу реализуется на практике. К слову, в прошлом году Республиканский совет провел шесть заседаний. И работа показала, что в решении стратегических задач мы все смотрим в одном направлении.
— Безусловно. Основное внимание мы сосредоточили на сфере образования. Разработали Концепцию школьного исторического образования, уделив внимание вопросам преемственности при изучении истории на всех уровнях образования.В вузах с 2022/23 учебного года введены новые дисциплины. Это «История белорусской государственности», которая является квинтэссенцией исследований по истории государственного строительства на белорусских землях, «Философия», «Современная политэкономия», без знания которых невозможно в принципе говорить о всестороннем развитии личности. А значит, нет смысла говорить о патриотизме, который подпитывается и укрепляется знаниями о мировом и национальном историческом опыте в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Поэтому прежде всего важен результат внедрения данных дисциплин. Мы его отслеживаем. Очень радует, что и преподаватели, и студенты положительно отзываются о дисциплине «История белорусской государственности». Но самое главное — это итоги среза качества ее преподавания в вузах, проведенного Министерством образования. Средний балл за первый семестр текущего учебного года составил около 7,1. Это достаточно высокий уровень усвоения материала. Сейчас авторский коллектив продолжает работать над корректировкой содержания типовой программы и учебного пособия. Готовится к выпуску хрестоматия, в которой собраны новые документы и материалы для организации образовательного процесса. Отмечу, что учебное пособие «История белорусской государственности» доработано под руководством совета.
«Воспитать патриота может только патриот» — для совета это не просто тезис Президента, это поручение.
АКЦЕНТ
Андрей Иванец, министр образования:
— Образование — фундамент будущего нашей страны. И задача у нас одна — воспитать грамотного гражданина и патриота, который стремился бы реализовать себя на родной земле, гордился достижениями своей страны, проявлял интерес и уважение к историческому прошлому Беларуси, бережно относился к традициям нашего народа.
«Беларуская думка», декабрь 2022 года.
Важно, что сегодня мы определяем приоритетные темы научных исследований. Даже при таком внимательном отношении к истории развития государственности на белорусских землях, в том числе со стороны зарубежных исследователей, в ней все еще достаточно белых пятен. Особенно в отношении периода Древней Руси, когда зарождались истоки будущей белорусской государственности.
Кого считать национальным героем
— Истоки белорусской государственности — это, пожалуй, одна из самых острых тем, если говорить о научной и политической полемике вокруг нее. Мы видим, как ломаются копья над оценкой личности конкретных людей, которые родились на нашей земле и оставили заметный след в истории.— Людям, особенно молодежи, нужны ориентиры. Они должны знать, кто герой, кто просто известный земляк, кем гордиться, кому подражать. И если с героями Великой Отечественной войны все понятно, то что делать с персонажами таких противоречивых эпох, как ВКЛ, Речь Посполитая? Как Республиканский совет решает эту проблему?
— Вы правильно отметили, что с героями Великой Отечественной все предельно ясно. Это означает, что у нас есть исторически выверенная система ценностей, таких как преданность Отечеству, любовь к родной земле, готовность встать на защиту своего народа и так далее. То есть мы можем говорить о критериях определения национального героя. Это человек, который в трудный период (как герои Великой Отечественной войны) или в критической ситуации (как наши летчики, Герои Беларуси, Владимир Карват, Андрей Ничипорчик, Никита Куконенко) делает невероятно мужественный выбор. Жертвует или рискует своей жизнью, защищая родную землю, людей. Или самоотверженно живет, отдавая всего себя благородной идее, которая служит на благо, акцентирую, своего народа, как советские Герои Социалистического Труда, Герой Беларуси Митрополит Филарет.
Скажем, можно ли назвать национальным героем Костюшко? Личность яркая. Был благороден. Самоотверженно служил идее. Но эта идея не была белорусской. Да, мы не можем вычеркнуть его из своей истории, это против наших принципов. Но должны четко определить его роль в ней, чтобы, как вы правильно заметили, наши дети понимали, на кого равняться.
Потому что сфальсифицированный образ национального героя способен в равной степени как объединить, так и расколоть общество.
Пример тому — созданный в советской историографии миф о Калиновском. Мы увидели своими глазами, как опасно искажать факты или скрывать часть правды. Советское поколение выросло на примере героической борьбы революционера Калиновского с царизмом. А сегодня, на личности этого так называемого героя, на примере его борьбы за идею восстановления польской Речи Посполитой играет внешний враг, пытаясь вбить клин между братскими народами, расколоть общество внутри одной страны.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТНо мы, как я уже говорил, опираемся на документы.
Вадим Гигин, председатель правления республиканского государственно‑общественного объединения «Белорусское общество «Знание», кандидат исторических наук:
— У повстанцев, у самого Калиновского есть слова: «Польское дело — наше дело». И он сам в одном из «писем из‑под шибеницы» пишет, что восстание это польское. Ни у кого сомнения не было, что это будет Польша. Возможно, федерация. Но ни в одном программном документе восстания речи о независимости Беларуси или Литвы не велось
Программа «Историческая среда» на «Альфа Радио», 2 февраля 2023 года.
Обнародованные подробности зверских расправ калиновцев с белорусским православным населением уже многих отрезвили. Вырезали людей за нежелание поддерживать польское восстание, то есть за позицию, за верность своей идентичности. И чем в таком случае Калиновский отличается от тех же Бандеры, Шухевича, Кушеля, Бурого? Так что романтический флер развеивается.
Мы продолжим работу по развенчанию таких мифов. Этот вопрос уже обсуждался на совете. Были озвучены предложения дать четкую оценку отдельным историческим персонажам и пересмотреть подходы к их описанию в школьных, вузовских, экскурсионных программах.
— Вы говорите про Бориса Кита?
— Да. Нужны четкие критерии оценки вклада личности в историю своей страны и маркеры непричастности к этой истории, такие как факты служения интересам других государств. Только так можно формировать пантеон национальных героев.
Задача совета, повторю, — дать объективную оценку, опираясь на документы эпох. Без перегибов.
И, конечно, мы должны нацелить молодых исследователей на поиск новых имен, которые будут ассоциироваться с тысячелетней историей формирования белорусской нации, свяжут современное поколение со всеми эпохами нашей сложной, но очень яркой истории.
АКЦЕНТ
Вячеслав Данилович, ректор Академии управления при Президенте:
— Нам необходимо определить подходы и сформировать пантеон национальных героев. Определяющим критерием здесь, на наш взгляд, является значительный вклад конкретной исторической личности в развитие белорусской государственности, общественно‑политическую, социально‑экономическую и духовно‑культурную жизнь белорусского народа.
«На работу, которую делаем, есть запрос общества»
— Игорь Петрович, а мы не преувеличиваем масштаб опасности вброшенных нам исторических мифов? Да, в эту тему погружены историки, политики, общественники, но так ли она заботит остальных белорусов?— Заботит. И многих. В Администрацию Президента поступает достаточное количество обращений. Особенно после 2020 года. Результатом их отработки стали в том числе решения о признании определенных книг экстремистскими. Вопросы, связанные с использованием латинского алфавита в указателях станций, улиц и так далее, тоже отрабатывались с подачи граждан.
Такое чувство, что на фоне бчб‑вакханалии, которую мы пережили, в современных белорусах пробуждается национальное достоинство. Произошло переосмысление важности древней славянской традиции культа предков. Проснулся интерес к своей истории, традициям.Люди сейчас очень внимательно слушают экскурсоводов и реагируют на все, что противоречит нашей системе ценностей и жизненных установок. Такие сигналы поступают.
Поэтому нами выработаны концептуальные подходы к работе экскурсоводов, формированию постоянных и временных музейных экспозиций. Все они учтены при подготовке Закона Республики Беларусь «О туризме» и постановления Правительства «Об экскурсионном обслуживании». Основная цель — не допустить искажения исторической правды.
Что касается масштаба опасности легкомысленного отношения к информационным провокациям на исторические темы, наши граждане достаточно объективно его оценивают. Их отклик — для нас большая поддержка. Мы видим, что на работу, которую делаем, есть запрос общества. Собственно, на него и отреагировал Глава государства, объявив 2022 год Годом исторической памяти, а позднее поддержав идею создания Республиканского совета по исторической политике.
— Каким станет для Республиканского совета Год мира и созидания?
— Созидательным во имя мира. Мы продолжим работу по защите исторической правды, уделим больше внимания военной истории и совершенствованию военно‑патриотического воспитания студентов и школьников.
История — это ключ к пониманию будущего.
Самые драматичные страницы летописи жизни белорусского народа ценны опытом. Мы должны их хорошо знать и быть во всеоружии в информационном противостоянии. У нас нет морального права подвести тех, кто героически сражался за наше будущее на фронтах Великой Отечественной войны. Они защитили нас — пришло наше время защитить их.
Для современного поколения дело чести — сберечь светлую память о Великом Подвиге советского народа.
Фото «СБ. Беларусь сегодня» и БЕЛТА .