Изрезанные, пробитые гвоздями, растрескавшиеся, они притягивают, завораживают, умиротворяют. Старинные образа, найденные на Мстиславщине в разные годы, обрели вторую жизнь в церкви Силуана Афонского. Их, как и другие предметы культа, храму пожертвовали священники, местные жители. Так в райцентре возник музей народной иконы, где через этот важный элемент культурного наследия посетителям рассказывают об истории, вере, традициях, духовных ценностях нашего народа.
Возрожденные святыни
Свято‑Троицкая церковь, построенная в 1834 году, долгое время была самым большим храмом Мстиславщины. Пострадавшая от пожара в XIX веке, впоследствии частично разрушенная в Великую Отечественную, она вновь открылась после масштабной реконструкции в 2016‑м. В возрожденном храме, освященном в честь преподобного Силуана Афонского, ныне можно лицезреть не только икону этого святого с частицей мощей, переданных греческими монахами с горы Афон, но и около сотни других православных реликвий: образов, хоругвей, нательных крестиков.
Посещают церковь не только верующие. Для людей, далеких от религии, она как машина времени, позволяющая окунуться в глубь веков. На подходе к зданию видим сохраненный для потомков фрагмент старинной мостовой ХIХ века, по которой когда‑то шли за божьим благословением горожане. В открывшемся здесь в 2019 году музее народной иконы тоже все дышит стариной и духовностью.
Большинство представленных в экспозиции подлинников датируется XI—XIX столетиями. Многие из них, как и сам храм, спасенные: найдены в земле, на чердаках покинутых домов, в полуразрушенных обителях.Часть этих раритетов обнаружил около шести лет назад во время ремонта церкви Пресвятой Богородицы в агрогородке Бастеновичи Мстиславского района иерей Михаил, в тот период назначенный ее настоятелем. Построенная на рубеже XIX—XX веков святыня также была восстановлена недавно.
— Когда стали выносить хлам, наткнулись на церковные знамена — хоругви: «Спаситель» и «Божия Матерь «Умиление». Предстали они перед нами в плачевном состоянии: краски совсем выцвели, цитата из Священного Писания фактически утрачена, парча порвана, — вспоминает иерей Михаил. — В соседнем помещении отыскали еще больше сокровищ: под завалами лежали полутораметровые храмовые иконы с изображением святых апостолов. Одной из них, с ликами Симона и Иуды, в безбожное время кто‑то заколотил дыру в полу, наверх примостил лестницу.
Иерей Михаил.
Удивительно, но из шести икон именно эта, «запечатанная» холстом вниз, сохранилась лучше всех. Остальные нуждаются в серьезной реставрации, на которую, по словам отца Михаила, необходимо около сорока тысяч рублей. Примерную сумму называли историки из Минска, посетившие музей, где сегодня выставлены отчищенные от вековой грязи раритеты XIX века.
Добро приносящие
Уникальность старинных находок и в том, что по характерным сюжету, технике, стилистике написания удалось установить пусть не имена, но хотя бы «руку» авторов. Оказалось, что созданы образа мастерами из Бастеновичей — деревни, которая с ХVII века славилась иконописной школой академического письма.
«Господь Вседержитель», «Георгий Победоносец», «Святая Троица», «Тайная вечеря», «Благодатное Небо» — эти и другие иконы составляют большую часть музейной экспозиции. Помимо образов, здесь представлены нательные крестики XI—XIII веков, иконки‑ладанки XVI—XIX столетий, церковная литература и утварь.
Они попали сюда из разных мест, география Мстиславским районом не ограничивается. К примеру, на форзаце канонов значится, что сборник с 1907 года хранился в арзамасском Свято‑Николаевском женском монастыре. Как оказался на земле белорусской — загадка. Священнослужителями переданы музею Евангелие 1900 года из Санкт‑Петербурга, используемая для богослужений «Минея» 1784‑го. Среди дарителей и простые люди: один принес домашнюю икону, принадлежавшую прабабушке, второй — медальон с изображением Божьей Матери Владимирской, которому не меньше сотни лет, третий — старинный киот с изображением Николая Чудотворца внутри.
— Минчанин, победивший онкологическое заболевание, даровал нам около 20 старинных образов. Могилевчанка — икону Параскевы Пятницы XVII—XVIII веков. Люди, совершающие благие дела по велению сердца, своих имен предпочитают не афишировать. А мы не настаиваем, — подчеркивает настоятель церкви Силуана Афонского иерей Игорь. — Просто благодарны им и каждому, кто внес свою лепту в создание музея, в котором отражено бытие наших предков, духовное наследие. К нам приходит много молодых людей, увиденное напоминает им о преемственности поколений, учит тому, что мы никогда не должны отрекаться от нашей истории и веры.
А у иконы святого Силуана Афонского люди просят о смягчении злых сердец, умиротворении врагов, приумножении любви. Молятся о мире между народами, что в наше время особенно актуально.kislyak@sb.by