Барановичский автоагрегатный завод осваивает новые виды продукции и реализует перспективные инвестпроекты

Инвестиции в развитие

В реализацию инновационного проекта на БААЗе, который позволил отказаться от импортной продукции, вложено более 1,7 млн рублей

За последние три года ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» увеличило объемы производства в фактических ценах более чем в два раза и удвоило экспорт. Взятый темп поддерживается и в текущем году: предприятие работает со стопроцентной загрузкой, успешно осваивает новые виды продукции и реализует перспективные инвестиционные проекты. Корреспондент «Р» побывал на заводе и узнал его главные экономические ориентиры на перспективу.

Александр Ранцевич, станочник 5-го разряда.


СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Необходимо принять меры по обес­печению максимальной технологической независимости и созданию условий для устойчивой работы экономики, не зависящей ни от каких санкций. И это стратегическая задача для нашего промышленного комплекса.

На совещании о состоянии и задачах развития промышленности, 9 апреля 2024 года

Удерживает позиции и расширяет поставки

Практически все время, что существует Барановичский автоагрегатный завод, входящий в состав холдинга «Белавтомаз», он производит запасные части, узлы и компоненты для грузовой и автобусной техники, а с недавних пор — и железнодорожного транспорта. Сегодня общая номенклатура выпускаемых предприятием изделий насчитывает более тысячи наименований.

Работать на высококонкурентном рынке автокомпонентов совсем не просто. Однако БААЗ благодаря грамотной производственной и маркетинговой политике смог не только удержать свои позиции на отечественном рынке, но и расширить поставки в Российскую Федерацию.

— В число наших деловых партнеров входят практически все ведущие белорусские и российские автопроизводители, — не скрывая гордости, говорит директор Барановичского автоагрегатного завода Виталий Юркевич. — Это наши МАЗ, БЕЛАЗ и «Гомсельмаш», а также российские КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ, «Ростсельмаш» и другие компании.


Траектория роста

Взаимовыгодная кооперация приносит плоды, благодаря чему БААЗ три года подряд демонстрирует уверенное развитие. За это время экспорт товаров вырос вдвое. Положительная динамика развития наблюдается и в 2024-м.

— Сегодня крайне важно уметь быстро разрабатывать, внедрять в производство и выводить новую продукцию на рынок, — уверен Виталий Юркевич. — Этого невозможно добиться без наращивания собственного конструкторского, технологического и производственного потенциала. Поэтому активно внедряем новые технологии, закупаем высокопроизводительное оборудование с программным управлением, включая мощные обрабатывающие центры. Во все это предприятием целенаправленно вкладываются существенные средства.
Объем инвестиций в основной капитал ОАО «БААЗ» в этом году планируется в размере более 7 миллионов рублей. За два минувших месяца предприятие инвестировало в оборудование уже свыше миллиона рублей.

Акцент на инновации и импортозамещение

В последнее время на Барановичском автоагрегатном заводе серьезный акцент делают на выпуске инновационной и импортозамещающей продукции. Сейчас предприятие реализует инновационный проект по развитию производства новых видов тягово-сцепных устройств для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной и лесной техники. О его значимости и перспективности красноречиво говорит тот факт, что проект включен в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы. В его реализацию вложено более 1,7 миллиона рублей, из которых около половины было выделено из областного инновационного фонда.

— Мы наладили производство тягово-сцепных устройств принципиально новой конструкции, — рассказывает о проекте директор. — Продукция с такими техническими характеристиками ранее ни в Беларуси, ни в России не выпускалась, а импортировалась из Евросоюза. После ухода западных производителей с рынка Союзного государства мы первыми заняли освободившуюся нишу.

Точность — одна из составляющих качества.

Сейчас БААЗ является основным поставщиком тягово-сцепных устройств на конвейеры «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша», ОАО «АЗ УРАЛ», ПАО «КАМАЗ». Этот список постепенно пополняют и другие производители техники.
В целом же по проекту, который выйдет на полную мощность в 2024-м, предусматривается поставка на экспорт 70 процентов новых тягово-сцепных устройств. Однако уже на сегодня этот показатель существенно превышен.
Для развития ассортимента импортозамещающей продукции Барановичский автоагрегатный завод также начал выпускать амортизаторы к технике западных производителей. Сегодня эта продукция уже поставляется на белорусский рынок и параллельно ведутся переговоры о сотрудничестве с российскими компаниями. Также завод расширяет сотрудничество с одним из крупнейших в Беларуси дистрибьюторов автозапчастей. В целом же в 2024-м БААЗ планирует наладить выпуск ряда новых видов профильной продукции — амортизаторов, демпферов, буксирных устройств и других комплектующих.

— Освоение выпуска новых наименований импортозамещающих комплектующих идет параллельно с повышением технического уровня производства, — подчеркивает директор. — В Год качества мы рассчитываем выйти на новые, более высокие параметры работы. Это позволит обеспечить качественными запасными частями сервисные сети отечественных автосборочных предприятий и увеличить экспортные поставки.

Николай Будо, наладчик станков с ЧПУ.

Кадры решают всё

Естественно, для достижения поставленных задач предприятию необходимы не только соответствующее оборудование, но и квалифицированные кадры. С 2022-го на БААЗе численность трудового коллектива ежегодно увеличивается примерно на 40 человек. Сегодня на заводе трудятся 845 работников. За первый квартал численность увеличилась на 25 человек, она будет расти и дальше.

— Активно работаем по набору целевиков, — обращает внимание руководитель. — В прошлом году заключили 27 договоров о целевой подготовке, в этом планируем заключить еще 30. Молодежь с удовольствием откликается на наши предложения. Ведь по динамике роста зарплаты в Барановичах мы входим в число городских лидеров. Сегодня средняя зарплата у нас составляет 1940 рублей, а во втором квартале предусматриваем ее очередное повышение.

Кстати, помимо целевого набора ОАО «БААЗ» принимает на работу и людей, не имеющих необходимой квалификации. На производственной базе предприятия в течение 2—3 месяцев ведется подготовка работников по соответствующей профессии.

Одним из таких стал оператор станков с программным управлением Владимир Дрозд. Год назад, имея за плечами только школьный аттестат, он трудоустроился сюда, прошел обучение и начал успешно работать.

Владимир Дрозд, оператор станков с ПУ.

— Обучался прямо здесь, в цеху, — рассказывает Владимир. — Моим наставником был опытный станочник Геннадий Романюк, который недавно ушел на пенсию. Он смог научить меня разным тонкостям этой профессии, за что я ему искренне благодарен. Работа здесь интересная, зарплата — хорошая, оборудование — современное, а коллектив — доброжелательный. И если ты ответственный и целеустремленный, то тебя обязательно здесь заметят. К примеру, два месяца назад меня назначили бригадиром. Так что для профессионального роста у нас на заводе созданы все условия. В общем, это то место, где хотелось бы работать долгие годы.

poplavskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter