Технологично и наукоемко: как электронное правительство помогает сделать нашу жизнь лучше

Инновации в цифровой обертке

Вхождение Беларуси в топ-40 государств по уровню готовности к электронному правительству свидетельствует о том, что большинство управленческих процессов в масштабах страны оцифровано. Сегодня, чтобы обратиться в банк, кадастровое агентство, ряд министерств и ведомств, другие инстанции, совсем необязательно выходить из дома, стоять в длинной очереди. Для граждан и бизнеса автоматизировано более 200 услуг. ID-картой, системами СМДО и ГосСУОК практически никого не удивишь. За этой масштабной работой стоит НЦЭУ — Национальный центр электронных услуг, которому исполняется 10 лет. Какие электронные сервисы нам доступны, как они работают на экономику страны, на что ориентируемся завтра? Об этом корреспонденту «Р» рассказал директор НЦЭУ Роман ГРАДУСОВ.

Роман Градусов: «Главный итог нашей работы — создание базиса, сильной развитой инфраструктуры, с использованием которой можно создавать и, как на нитку бусы, нанизывать новые сервисы».

Элемент инновационного государства

— Роман Анатольевич, правильно ли назвать проект электронного правительства элементом инновационного государства? 

— Абсолютно. Инновации направлены на то, чтобы оцифровать наше общение с госорганами, сделать его максимально комфортным. Организовать получение разных сервисов онлайн, не выходя из дома, когда такая необходимость есть. Задача НЦЭУ в этом процессе — поддерживать инфраструктуру, которая обеспечивает этот цифровой диалог, а именно системы СМДО, ГосСУОК, ОАИС и другие, в актуальном состоянии, проводить работы по их модернизации, улучшать и совершенствовать, чтобы сервисные механизмы были максимально комфортными.

Ведь если вспомнить начало 2000-х, когда эта работа только начиналась, даже речи о взаимодействии между ведомствами не было. Сейчас многое изменилось.

Например, сегодня в рамках ОАИС — общегосударственной автоматизированной информационной системы — мы имеем доступ к 43 базам данных, владельцами которых являются различные гос­органы и организации. Например, базы данных Министерства труда и соцзащиты по учету безработных, многодетных семей, социальных выплат и др. Зачастую на основании сведений каждой из них предоставляются десятки разных услуг. К примеру, Единый государственный регистр недвижимого имущества Национального кадастрового агентства открывает доступ почти к 30 услугам для физических и юридических лиц. Всего на сегодня на едином портале электронных услуг portal.gov.by доступно более 200 сервисов, предоставление которых регулируется владельцами систем. 

Дальнейшая цель — построение цифрового государства, которое будет базироваться на оказании проактивных сервисов. До недавнего времени электронное сотрудничество человека и государства строилось по заявительному принципу: услуга в ответ на обращение. В будущем, например, при рождении ребенка человеку не нужно будет регистрировать его, записывать в детский сад — это сделает государство на основании данных, поступающих в базы данных.

— Если сравнивать аналогичные структуры в других государствах, чем отличается наша система электронного правительства? 

— Конечно, прежде чем создавать наше электронное правительство, мы изучили международный опыт. Тем не менее это совсем не означает, что мы слепо копировали чужой путь. Мы брали лучшее — единая точка доступа к услугам, использование электронной цифровой подписи, переход на технологии Open Sourse, но в то же время исходили из особенностей и потребностей нашего государства. К слову, в мировом рейтинге по уровню готовности стран к электронному правительству этого года мы надеемся повысить позиции страны, поскольку за это время введен и заработал новый формат главного документа гражданина — ID-карта.


Ведущий специалист отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг Светлана Коркунова демонстрирует возможности ID-карты.

От множества сервисов — к единству 

— Как говорится, нет предела совершенству. Что еще планируется доработать в системе электронного правительства? 

— Без сомнения, всегда есть еще позиции для улучшения. Например, аккумуляция всех услуг на единую платформу. Пока еще у нас существует целый перечень автономных площадок, сайтов, предоставляющих те или иные электронные сервисы. Например, мы ищем лекарства на tabletka.by, записываемся к врачу через talon.by, платим налоги через личный кабинет налогоплательщика на сайте Министерства по налогам и сборам и т.д. Это сложно. 

Политика государства и организации направлена на то, чтобы платформа в итоге была единой, как и личный кабинет гражданина. Как, например, российский сервис Госуслуги.ру, где сегодня можно найти весь перечень государственных услуг. Сейчас ведем переговоры, чтобы личные кабинеты пользователей, зарегистрированные на ведомственных информационных ресурсах, были перенесены на единый портал электронных услуг portal.gov.by. Надеемся, министерства пойдут нам навстречу. В целом с нами сегодня наиболее продуктивный диалог по переводу и оказанию электронных услуг ведут Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Государственный пограничный комитет, Министерство по налогам и сборам, Фонд социальной защиты населения, Национальный банк. Скоро рассчитываем на появление новых услуг из банка данных талантливой молодежи Министерства культуры и других ведомств. 

— С чем, на ваш взгляд, связаны сложности в этом процессе?

— Сложности могут быть разные — организационные, технические, финансовые. Но самые важные — психологические, ментальность руководителей, нежелание делиться собственными наработками, открывать доступ к ведомственным базам данных. Нужен перелом в мышлении. Ведь доступ к такой информации расширяет возможности во взаимодействии между ведомствами! Надеемся, со временем эта проблема решится.

Большинство управленческих процессов в масштабах страны оцифровано.

— Но есть же наверняка и поводы для гордости?

— Гордость — это прежде всего наши результаты. В системе СМДО сегодня работают более 15 000 организаций, обмениваясь сотнями тысяч электронных документов в месяц. В системе ГосСУОК выпущено более 1,2 млн сертификатов для ключей электронной цифровой подписи. Посредством системы ОАИС оказано более 17 млн электронных услуг за предыдущий год, в нынешнем — уже более 7 млн услуг. Системы развиваются — «цифровых» граждан, готовых к электронному взаимодействию с государством, становится все больше.

Важная особенность белорусского электронного правительства — это наличие нашей национальной криптографии. Механизмов и алгоритмов, которые заложены в электронной цифровой подписи. Национальная криптография есть лишь у нескольких стран, поскольку это трудоемко и наукоемко. Это безу­словный плюс и большая гордость для страны, хотя связано с некоторыми сложностями при межгосударственном взаимодействии. Тем не менее мы нашли способ «подружить» электронные документы разных государств между собой, создав службу «Доверенной третьей стороны», которая подтверждает легитимность электронной цифровой подписи иностранных государств. 

На международном уровне

— Помогает ли сервис реализовать сотрудничество в трансграничном контексте? Например, в рамках ЕАЭС?

— Драйвером развития межгосударственного электронного взаимодействия в свое время стал бизнес, которому гораздо удобнее работать в рамках международной торговли, обмениваться теми же товаросопроводительными документами в электронном формате. В пилотном проекте по признанию белорусской электронной цифровой подписи участвовали наши предприятия — EDI-провайдеры, которые взаимодействуют в трансграничном контексте.

Кроме того, НЦЭУ является оператором белорусского сегмента интегрированной информационной системы ЕЭС, участвует в реализации общих процессов — международных операций и процедур, которые распространяются на несколько государств — членов ЕЭС в различных сферах: это медицина, торговля, ветеринария, таможня, сельское хозяйство, налоги и др.

— Можно ли говорить о том, что развитие цифровизации в сфере электронного правительства помогает стране экономить? 

— Да, конечно. Среди явных выгод: экономия главного ресурса — времени, как руководителей, работников организаций, так и граждан. Это означает быстрое и беспристрастное принятие управленческих решений при оказании услуг, легкий, но контролируемый доступ к эталонным источникам информации (всегда актуальным и полным государственным базам данных). Кроме того, к примеру, экономия бумаги при переходе на безбумажный документооборот — это исключение почтовых расходов. Как итог — повышение уровня жизни за счет удобства использования разнообразных электронных услуг.

За масштабной работой по автоматизации сервисов стоит Национальный центр электронных услуг, которому завтра исполнится 10 лет.

— Беларусь занимает достаточно высокое место в мировых рейтингах по уровню развития электронного правительства. Что дальше? 

— Главный итог нашей работы — создание базиса, сильной развитой инфраструктуры, с использованием которой можно создавать и, как на нитку бусы, нанизывать новые сервисы. Сейчас речь идет о том, чтобы наращивать количество услуг. Особенно для граждан, у которых сегодня при помощи ID-карты с приложением электронной цифровой подписи появился доступ к сервисам, требующим строгой идентификации.

arteaga@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter