Строительство главного здания МГУ, 1951 г. Комсомольцы-облицовщики — ученики школы рабочей молодежи.
Первоначально на этом месте должна была быть гостиница. Но планы грандиозных строек вселили надежду и в руководство университета, который пребывал тогда в крайне тяжелом положении. Старых помещений в особняке на Моховой улице в центре Москвы катастрофически не хватало: многие из них пострадали во время войны и были в аварийном состоянии; занятия порой приходилось проводить в одной аудитории для студентов разных специальностей, учились даже в коридорах.
Говорят, ректор МГУ Александр Несмеянов (назначенный на этот пост с должности декана химфака) смог добиться личной встречи со Сталиным. И через какое-то время, когда группа специалистов во главе с архитектором Борисом Иофаном уже вовсю чертила гостиничные коридоры и люксы, планы относительно здания на Ленинских горах круто поменялись. И 15 марта 1948 года было издано постановление «О строительстве нового здания для МГУ». Кстати, по итогу строительства химфак так и не попал в главное здание и разместился в одном из близлежащих корпусов, составляющих единый ансамбль с высоткой. Так же, как биопочвенный и физический факультеты, — для них требовались специфические условия: отдельная канализация для слива химикатов, особый фундамент для точной работы приборов, усиленная вентиляция и т.д. А в главном здании расположились три факультета: геологический, географический и механико-математический. Тут же — общежитие, квартиры для сотрудников. И ректорат. А еще столовые, 25‑метровый бассейн, спортивные залы, библиотека, музей, почтовое отделение... В наши дни тут к тому же легко найти и салоны красоты, аптеку, отделения банков и банкоматы, разные бытовые мастерские и прачечные, киоски и магазины...
Окно в Новую Москву
Мало кто знает, что в начале высотку планировали возвести ближе к реке, на самой кромке Воробьевых (тогда Ленинских) гор. Но грунты в том месте ненадежны, исполинское здание могло просто «сползти» в реку. Говорят, споры из-за местоположения гиганта стоили должности Борису Иофану. Так это или нет, но Иофана от этой работы отстранили, и была собрана группа архитекторов под руководством Льва Руднева.В итоге к 1953 году воздвигли беспрецедентное 32‑этажное здание. Его высота — 239 метров, высота шпиля — 57 метров. Венчающая высотку звезда имеет диаметр 9 метров. В здании — 45 тысяч помещений, и потребовалось бы более 750 часов, чтобы обойти их все и потратить на осмотр каждого хотя бы по одной минуте. Еще очень долго, до середины 1990‑х годов, главное здание МГУ оставалось самым высоким в Европе.
Сварщик-верхолаз, 1952 г.
При строительстве использовали сталь высшего сорта марки «Дворец Советов».
При строительстве использовали сталь высшего сорта марки «Дворец Советов».
— Это здание — удивительное, — говорит научный сотрудник Музея землеведения МГУ Екатерина Лаптева. — Оно вписано в архитектуру города и находится на градостроительной оси Москвы, идущей от Кремля. Когда моя мама в 1953 году, став студенткой географического факультета, прислала родителям открытку, на которой обвела кружком свое окно в общежитии, она надписала: «Окна мои на самом деле смотрят не на Москву, а туда, где по плану Сталина будет Новая Москва». Да, идея Новой Москвы родилась еще тогда, и на первых эскизах этого здания есть наброски каких-то грандиозных жилых домов, красивых, но нечетких». Это здание, по задумке тех лет, должно было словно указывать направление, в котором будет расти Москва.
Выдающийся комплекс был отстроен всего за четыре года. Работали на его строительстве более 500 предприятий СССР. Для подвоза строительных материалов была даже сооружена специальная ветка железной дороги, заходящая прямо внутрь здания.
Чудо конструктивизма
Здесь сплавлено множество стилей, это и классика, и ампир, но основой строительства является конструктивизм.— Это новые материалы и новые инженерные находки, — перечисляет Екатерина Лаптева. — Были использованы 40 млн кирпичей, которые специально сделаны разными. Выше 20‑го этажа идут белые облегченные кирпичики со сквозными отверстиями. Гипсовые штукатурки, даже кое-где папье-маше вместо бронзы, чтобы улучшить акустику в залах. Где-то стекло, а где-то пластик, похожий на стекло. Плюс, конечно, стальная конструкция, на которой держится огромный вес. Впервые при строительстве была применена сварка всех стальных балок, а не заклепки, как, например, в американских небоскребах, — за счет этого вес уменьшился чуть ли не на две трети. Сталь — высшего сорта, марки «Дворец Советов».
Этажи высотки с 24-го по 28-й и с 30-го по 31-й занимает научно-учебный Музей землеведения.
Особой проблемой оказался шпиль здания. Сначала кипели дебаты: что же должно венчать центральную башню университета? Говорили о фигуре Ленина, Сталина, Ломоносова и даже о глобусе. Но в итоге остановились на шпиле, украшенном пятиконечной звездой и венком колосьев. Серьезной проблемой стала установка навершия. Вот как об этом рассказывает в своей книге «Высотка номер 1» Роман Янковский: «Самый большой кран стоял в ядре здания, и его требовалось демонтировать, чтобы освободить место для шпиля со звездой. Но чем тогда поднимать эту конструкцию? Вертолет еще был экспериментальной диковинкой, да и вряд ли он осилил бы такой вес. Руднев, отчаявшись, предлагал поднять шпиль огромным аэростатом, однако в итоге инженеры нашли менее экзотичный способ. Сначала по частям разобрали и спустили большой кран. Затем конструкцию шпиля собрали прямо внутри каркаса: он встал на этажах будущего Музея землеведения. Шпиль облицевали, прикрепили сверху звезду (напомню, все это — внутри здания) и очень медленно вытянули наверх лебедками».
Вечная юность искусства
Сегодня попасть внутрь здания могут только студенты и сотрудники университета. Но любоваться им снаружи может любой. Высотка построена в очень необычной форме — буквой «Ж», так, чтобы во все окна обязательно попадал дневной свет. Лестницу Северного портика украшает самая известная скульптура МГУ — группа «Вечная молодость науки», созданная мастерской Веры Мухиной в 1952 году. Интересно, что сначала скульптор надеялась, что у главного здания университета будет размещен ее монумент «Рабочий и колхозница», но этим планам сбыться было не суждено. Да и «Вечную молодость науки» в процессе создания уменьшили с четырех метров до двух с половиной, добиваясь соразмерности окружению. Эти две фигуры изображают сидящих юношу и девушку, задумчиво замерших с огромными фолиантами в руках. У стен высотки можно встретить и другие юные пары: бронзовые скульптурные группы «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде», «Физкультурника» и «Физкультурницу» авторства Сергея Орлова. Внутри особенно торжественно оформлены первые два этажа здания. На втором — два парадных зала-фойе, украшенных 60 портретами величайших ученых всех времен и народов работы Александра Дейнеки. Они выполнены в технике флорентийской мозаики. Здесь и Авиценна, и Циолковский, и Архимед, и Дарвин, и Леонардо да Винчи, и Декарт. В фойе размещены большие скульптурные фигуры химика Менделеева, биолога Мичурина, физиолога Павлова и основоположника аэродинамики Жуковского. В актовом зале главного здания располагается панно художника Павла Корина. Уникальная работа занимает площадь более 100 кв. метров, выполнена в технике римской смальтовой мозаики и изображает победные знамена СССР и символы науки и открытий — горящий факел, свитки, глобус.В Культурном центре МГУ в помещении театрального фойе отдается должное гуманитариям: тут стоят две мраморные статуи — Горького и Пушкина. Авторы — скульпторы Михаил Аникушин и Александр Игнатьев. А вдоль восточной стены фойе установлены шесть бюстов писателей-классиков литературы народов СССР. Этажи высотки с 24‑го по 28‑й и с 30‑го по 31‑й занимает Научно-учебный Музей землеведения. Здесь можно увидеть 300 живописных полотен, около 80 скульптур, огромный глобус с реалистичным рельефом земной коры, зоологические материалы, среди которых 170 обитателей морей и океанов, 570 ботанических образцов, уникальные — объемные, написанные художниками маслом от руки — географические карты и множество других экспонатов. Это комплексный учебный центр, который позволяет наглядно преподавать огромное количество дисциплин: и историю, и антропологию, и астрономию, и географию, океанологию...
В боковых секторах здания расположены общежитие для студентов и квартиры преподавателей. Здесь нет особых шедевров искусства, но в свое время сами эти помещения вызывали восторг. Главное здание к учебе приступило 1 сентября 1953 года. В конце августа в общежития заселились первые студенты. Можно представить себе энтузиазм этих ребят, многие из которых приехали из самых отдаленных уголков послевоенной, полуразрушенной страны.
— Они увидели газовые плиты, водопровод, душевые в каждом блоке общежития, кухни в каждом коридоре, — рассказывает Екатерина Лаптева о воспоминаниях своих родителей. — Здесь было сделано 5700 комнат для студентов и аспирантов и 184 квартиры для преподавателей. И было дано сразу буквально все: посуда, коврики, шкафчики, подушки, белье. Конечно, в этом большая заслуга многих предприятий. Сюда везли все, даже деревья для озеленения — крупномеры грузили в вагоны, писали: «В подарок Московскому университету» и отправляли в МГУ».
Екатерина Пряхина
pryakhina@rg.ru