Народный артист России Аристарх Ливанов родился 17 марта 1947 года в Киеве. Роскошное греческое имя, в котором сосредоточено два значения — «лучший» и «повелеваю, властвую», получил в честь деда, православного священника, расстрелянного в 1938 году. Актер находится в прекрасной творческой форме. С 75-летием его поздравили президенты Беларуси и России.
Белая гвардия
Родители Ливанова руководили кукольным кружком в Доме пионеров Октябрьского района Киева. В 1969-м он окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. После работал на «театральном юге» России — в Волгограде, Ростове-на-Дону, Таганроге. Работа спорилась: в 1976 году артист получил Государственную премию РСФСР имени К. С. Станиславского за исполнение роли Григория Мелехова в спектакле «Тихий Дон» на ростовской сцене. Однако в театре такому признанию не все были рады — лауреат Государственной премии продолжал играть в утренних детских сказках.Кинодебют Аристарха Евгеньевича состоялся в 1969 году в фильме «Эти невинные забавы» по повести Анатолия Рыбакова «Каникулы Кроша». В 1977-м Ливанов переехал в Москву и был принят в Театр имени Моссовета. В 1980 году случился громкий успех после роли белого офицера Сержа Алексеева в приключенческом фильме «Государственная граница. Мы наш, мы новый…». Известную сцену в вагоне, где Серж Алексеев разговаривает с героем Игоря Старыгина, снимали в павильоне на первом этаже «Беларусьфильма». К слову, в 1983 году Серж снова возник в продолжении «Государственной границы». Эта работа принесла актеру широкую известность и закрепила за ним образ аристократа. В советском кино было строгое разграничение на амплуа. Существовало понятие «советской» и «несоветской» внешности. Ливанов относился ко второй категории. Он снимался много, но часто ему доводилось играть белогвардейцев и иностранцев.
Талисман Четверикова
В конце 1970-х молодого, начинающего карьеру актера пригласили на киностудию «Беларусьфильм» в Минск на пробы для фильма Виталия Четверикова «Черная береза». Пробы он не прошел, зато сыграл у Четверикова позже в «Затишье» по одноименной повести Ивана Тургенева. Фильм получился серьезный, его полюбили за границей и часто показывали по телевидению во Франции, Великобритании, Германии.После этой ленты Четвериков объявил Ливанова своим талисманом: «Без тебя больше ничего снимать не буду!» Так возник трогательный фильм «Сад» о послевоенном детском доме. Съемки проходили в десяти километрах от Чернобыля. Правда, роль была, что называется, на сопротивление: завхоз детдома Сидор в исполнении Аристарха Евгеньевича обворовывал детей. «Это была наша последняя работа с Виталием Павловичем Четвериковым, — вспоминал Ливанов. — Он ушел из жизни через 10 дней после своего 50-летия от третьего инфаркта: второй он перенес на ногах во время съемок фильма «Затишье». Я очень горжусь, что он позволил мне заглянуть туда, куда, может, кому-то другому и не позволил бы. И это дает надежду, что этот союз доверия и профессионализма мог бы творить чудеса...»
В 1986 году Аристарх Евгеньевич покинул Театр имени Моссовета и перешел в Театр армии, но долго там не задержался. В 1987-м стал актером МХАТа имени М. Горького, где в счастливом творческом содружестве прослужил под руководством актрисы Татьяны Дорониной до 2020 года.
В 1990-е Ливанов продолжал активно сниматься. Одна из заметных ролей того времени — капитан Воронов в боевике «Тридцатого уничтожить!», где актер сыграл вместе со своим младшим братом Игорем Ливановым. В 2000-х годах начался сериальный бум — оба брата органично влились в этот киношный «конвейер».
Ворошиловский стрелок
Недавно Аристарх Ливанов снова снялся в Минске — исполнил главную роль в четырехсерийном проекте «Дед Морозов». Картина основана на реальных событиях и повествует о Николае Александровиче Морозове, почетном члене Академии наук СССР, который ушел на фронт будучи 87-летним стариком. Также в мини-сериале появятся Евгений Морозов, Нино Кантария, Эммануил Виторган, Алла Пролич, Максим Сапрыкин, Филипп Рейнхардт и другие. Режиссером выступил Юрий Попович. Рассказывая о проекте, постановщик отметил, что история Морозова очень важна, так как за свою жизнь он прошел путь от революционера-народника до популяризатора науки: «Во время покушения на Александра II был случайно убит 14-летний мальчик. И хотя Морозов лично не участвовал в покушении, смерть подростка, произошедшая отчасти и по его вине, стала переломным моментом в его мировоззрении: от идей экстремизма он развернулся в сторону науки и познания мира».«Моему герою в 1942 году было более 80 лет, — говорит Ливанов. — Академик Морозов — реальный персонаж. Он провел 30 лет в царских тюрьмах. Когда вышел на свободу, к революции не примкнул, потому что скептически относился к тому, что делал Ленин, и говорил ему это в лицо. Морозов за короткое время стал лучшим снайпером на Волховском фронте. Да и сам фильм — приятное исключение в профессиональном смысле, был очень качественный сценарий».
Актер искренне печалится, что серьезных кинопредложений сегодня не так много: «Иной раз читаешь сценарий — волосы начинают шевелиться, думаешь: «Что это?» Раньше сценарий писал один сценарист, сейчас пять фамилий стоят: пишут, друг у друга подсматривают, не успевая сказать что-то важное. Много ошибок, не хватает фантазии и профессионализма. Когда супруга говорит: «Мало снимаешься!» — я ей: «На, почитай!» Она: «Господи!» Я: «Получила?..»
«Чтобы быть счастливым, мне нужно немного: заниматься делом, которое любишь и которое иной раз заставляет забыть о себе. Потому что профессии, которую выбрал, нужно отдавать себя целиком, всерьез. Ибо в ней ты как велосипедист: держишься, пока движешься. Если остановишься — падаешь. В этом непрерывном движении я вижу смысл своего существования»pepel@sb.by