В понедельник на совещании по приоритетам внешней политики Президент еще раз акцентировал эту тенденцию и призвал не упустить выгодный момент для продвижения товаров. Причем продвигать белорусские товары нужно в соответствии с современными рыночными условиями и требованиями. А в европейский рынок, который является наиболее платежеспособным и технологичным, по словам Президента, «надо буквально вгрызаться». К тому же действовать надо и на всех других площадках: и в «двойке» (с Россией), и в «пятерке» (в ЕАЭС), и на региональном уровне.
Подобные масштабные задачи не решаются без серьезной материальной базы. В этом отношении, думаю, нам придется еще раз серьезно взглянуть на имеющийся потенциал всей торгово-логистической системы и отдельных центров (ТЛЦ).
Если брать для примера страны, схожие с нашей по территории и населению, то здесь ярким примером для подражания может стать Чехия. Вроде не на столбовых торговых путях находится страна, а вот умудряется за счет международного транзита формировать до 40 процентов своего бюджета! А вообще логистика дает в большинстве стран той же Европы около 8—10 процентов, то есть десятую часть, всего внутреннего валового продукта (ВВП).
Запомним эти цифры и будем держать их, что называется, в уме — как желанную цель и для нас. Пока, правда, далекую. У нас объем логистических услуг скромен и находится в пределах 0,19% ВВП, что явно недостаточно. Да и экспорт услуг торгово-логистических центров пока невысок, причем в последние годы он к тому же снижается.
Именно поэтому ныне действующая республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016—2020 годы определяет рост объема логистических услуг в полтора раза, увеличение складских помещений ЛЦ — в 1,6 раза, а рост доходов от транзита — до полутора миллиардов долларов.
Сразу отмечу, что многие экономисты даже эти задачи считают недостаточно амбициозными, предлагая скорректировать вышеназванную программу с учетом современных реалий. И приводят свои доводы: запланированное увеличение логистических услуг даже в полтора раза даст в итоге всего 0,25% ВВП страны. Причем большинство наших ЛЦ ставят целью обслуживание внутренних грузопотоков, неохотно занимаются международной сертификацией услуг, что не позволит быть конкурентоспособными на мировом рынке.
К тому же наша страна явно больше может зарабатывать на растаможке товаров в рамках ЕАЭС: пока, например, только 11 ТЛЦ могут оказывать эти услуги. Снижают привлекательность нашей логистики для зарубежных компаний и не всегда удачные места таких центров для использования железнодорожного транспорта. Да и потенциал нашего мультимодального воздушного логистического комплекса РУП «Национальный аэропорт Минск» можно использовать намного эффективнее.
Резон в этих доводах, конечно же, есть: ситуация требует более динамичного развития всей торгово-логистической системы. Но, честно говоря, активно посыпать голову пеплом в этом вопросе нам, думаю, не стоит. Ведь, по сути, Беларусь серьезно занялась строительством ТЛЦ только в 2008 году, то есть всего десятилетие назад. А большинство европейских стран приступили к созданию логистических центров еще в
1970-х, то есть в советские времена. Тогда главным в нашей дефицитной торговле было вожделенное слово «склад». На работу туда можно было попасть только по большому блату. Даже несмотря на то, что там, как говорили герои легендарной комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», было «все уже украдено до нас».
Сейчас время другое. И все наши склады, торгово-логистические центры должны товары не столько хранить, сколько передвигать по стране и миру. И на этом зарабатывать. Причем много. Будем надеяться, что у нашей страны, находящейся на перекрестке международных торговых путей, это постепенно получится.
stasev@tut.by