Во всем виновата «Ирма»
Вице-президент по нефти и нефтепродуктам России, стран СНГ и Балтии Argus Media Виктор Парно с трибуны форума заявил: цены на нефть и нефтепродукты в сентябре во всем мире подскочили из-за урагана «Ирма», который пронесся по южным штатам США. Вскоре и добыча, и переработка в этой стране начнут восстанавливаться, но пока рынок будет остро реагировать на произошедшее. Поддерживать цены на бензин в дальнейшем будет растущий спрос. В этом году, например, на планете он вырос на 16%. При этом запасы бензина в США за это же время сократились на 11%. Еще некоторые потрясения рынок нефтепродуктов ожидают в 2020 году, когда прогнозируется снижение спроса на мазут на 80%.
Спрос на бензин растет, а значит, нефтепереработчикам будет чем заняться в ближайшие годы
Фото БелТА
Фото БелТА
Все эти события начнут сильно влиять и на нашу страну. Ведь 25,9% нашего экспорта ныне приходится на нефтепродукты. Наша нефтехимия сегодня — это более 500 различных продуктов, которые мы продаем в 110 стран мира. В прошлом году оборот экспорта предприятий концерна «Белнефтехим» составил более 6 миллиардов долларов. Две трети этих денег приходится на продукты двух НПЗ и сжиженный газ.
Важный аргумент в пользу роста цен на топливо в нашей стране — мы имеем самую низкую стоимость в Европе. А разница с соседней Россией в цене у нас составляет около 5%. Именно на такое «адекватное» подорожание очень рассчитывает компания «Белоруснефть».
— Вопрос поднятия цен уже назрел, — считает заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников. — Но все будет зависеть от решения государства.
В ситуации, когда стоимость барреля нефти на мировых площадках укрепилась до 55 долларов, а на этой неделе повышалась и до 59 долларов, цены на внутреннем рынке должны расти.
Позицию наших трейдеров поддерживает такой момент: в России внепланово собираются повысить ставки акцизов на топливо — с 1 января и с 1 июля 2018-го, каждое повышение составит 50 копеек. Но у нас подобную реформу осуществить сложно хотя бы потому, что ставки акцизов на топливо ежегодно утверждаются поправками в Налоговый кодекс.
Новые рынки и стагнация газа
По словам Сергея Каморникова, сейчас стратегическим партнером нашей страны по продаже нефтепродуктов становится Украина:
— Мы оказываем большой объем услуг на рынке Украины. И мы будем и дальше на него ориентироваться.
Структура нашего рынка топлива в розничном потреблении состоит на 52% из дизельного топлива, чуть больше 3% занимает сжиженный газ. А в Украине, например, в прошлом году было продано газа больше, чем бензина. В бензинах у нас все больше продается высокооктановый АИ95.
А вот рынок газа у нас стагнирует, несмотря на противоположные мировые тенденции. Так, по словам эксперта по рынку сжиженного углеводородного газа Thomson Reuters Дамира Хальметова, мировой рынок этого топлива растет. Особенно в Азии — в Китае и в Индии. Причем в Индии 90% потребления составляет коммунально-бытовой сегмент. Основной прирост этого рынка прогнозируется на 2019—2020 годы.
Большие изменения происходят в самой продаже нефтепродуктов. Заправочные станции становятся продавцами не только топлива, но и сопутствующих товаров. «Белоруснефть» входит в топ-15 крупнейших ретейлеров страны. И это мировой тренд. Некоторые компании уже даже начинают рассчитывать свой успех исходя из соотношения проданных чашек кофе к проданному литражу топлива.
Кроме того, у нас запускают нефтепродуктопроводы, которые будут доставлять напрямую нефтепродукты с наших НПЗ. Это ускорит и улучшит логистику поставок.
kuletski@sb.by