Год для промышленного гиганта МТЗ начался с большого повода для гордости: с конвейера сошел четырехмиллионный трактор. Предприятие сумело не растерять потенциал в 1990-х — укрепило и нарастило позиции. Сегодня это современное, масштабное и интересное производство. Не верите? Приходите на экскурсию — вот уже шестой год такая возможность есть абсолютно у всех жителей и гостей Минска. За это время завод посетило более 21 тысячи человек. А впечатления и сувениры разъехались более чем в 70 стран мира, среди которых Россия, Эстония, Латвия, Германия, Литва. Сколько тракторов сходит с конвейера за полтора часа и может ли человек с улицы поучаствовать в сборке техники, узнавала корреспондент «Р».
Производственные экскурсии на МТЗ проводят уже шестой год.
Город в городе
— МТЗ не первое предприятие в стране, которое открыло проходную для обычных посетителей. Но мы быстро стали одним из флагманов промтуризма. К нам за опытом приезжают не только коллеги с других белорусских заводов и фабрик, но и зарубежных, — не скрывает гордости ведущий специалист по туризму музейно-промышленного центра трудовой славы ОАО «МТЗ» Сергей Сидорович.Сам Сергей на МТЗ уже 20 лет, начинал с должности оператора станка с ЧПУ одного из механосборочных цехов — знает предприятие изнутри. Это в свое время помогло при составлении турмаршрута.
— В январе 2017-го мы приняли первую экскурсию — до этого готовились около полугода, разрабатывали маршрут, положение о проведении посещений. Опыт нарабатывали на ходу. Но понимали, что надо показывать производство будущим покупателям, чтобы поднять авторитет бренда. На экскурсию приглашаем детей с девяти лет и старше, взрослых, чтобы они своими глазами увидели, что предприятие наше современное, линейка продукции постоянно совершенствуется — об этом можно судить по выставке техники разных лет. По сути, даже минчане толком не знают, что находится рядом с ними. А ведь территория МТЗ — это город в городе со своими проспектами, улицами, аллеями. Здесь работает около 16 тысяч человек — как население небольшого райцентра, только разместился он на площади 150 гектаров. Все наши сотрудники заняты непростым и одновременно ответственным делом. Убедиться в этом можно, например, во время сборки трактора — туристам за доплату на экскурсии предлагаем выполнить операции на движущемся конвейере: установить рулевое колесо, выхлопную трубу, кронштейн, который держит капот. Потом гость получает сертификат за подписью директора, где указано, кто и какую модель какой мощности собрал.
— Туристы хорошо справляются с операциями?
— В принципе, да. Уже примерно полтысячи человек попробовали себя в качестве рабочих МТЗ. Заметили: у прекрасного пола почему-то получается намного быстрее и лучше, — смеется Сергей Сидорович.
Собеседник заверяет: волноваться за качество выполненных туристами операций не стоит. Процесс рядом контролирует опытный мастер. После него качество сборки перепроверят еще несколько раз — такова технология производства.
В числе туруслуг значится также возможность прокатиться два круга по 2,5 километра каждый по территории завода на тракторе мощностью 350 лошадиных сил. Но самая востребованная — полуторачасовая экскурсия по предприятию. По сути, точек под крышей в ней не так уж и много — гости посещают один из механических цехов, где производятся детали, и корпус сборки тракторов, где можно посидеть в кабине только что собранной машины. Эти два объекта гармонично вплетены в экскурсию по территории с остановками возле знаковых мест. Ее порой прерывает гул техники: движение тут не менее интенсивное, чем на оживленном проспекте Минска. Проверено лично: за 1,5 часа заводчане успевают собрать девять тракторов.
— Экскурсии мы проводим в любую погоду — зонтики для посетителей, дождевики в наличии. Для детей закупили светоотражающие жилеты. Работаем с понедельника по субботу, четырежды в день — стараемся подстроиться под туристов, — обращает внимание на клиентоориентированность Сергей Сидорович.
Коротко — об истории
При наличии времени у экскурсантов их приглашают еще и в музей предприятия, на входе в который большой выбор сувенирной продукции, от сборных мини-тракторов до наборов для саун. Пребывание в музее выделено в отдельную туруслугу — от посещения завода можно отказаться. Но гости все равно смогут заочно побывать в цехах — на большой монитор выведена картинка из разных подразделений.Чем еще удивляет музей? Здесь собрано немало раритетов, редких снимков, за каждым из которых — любопытные истории.
— Вообще же первый музей появился в 1970-х годах. Это была комната трудовой славы в Доме культуры нашего завода, расположенного через дорогу. В 2016-м приняли решение о возобновлении деятельности музея на территории МТЗ. Открыли его на месте заводской прачечной, экспозицию расширили, добавили немало эксклюзивных предметов. Например, в прошлом году предприятие запросило постановление Совмина СССР о создании завода в госархиве России. До этого у нас были только выписки из документа. Прислали файлы в pdf-формате, смотрим — а подписи Сталина нет, только фамилия его подчеркнута. Позвонили в архив. Оказывается, Сталин такие документы не подписывал, только ставил черту под своей фамилией, мол, согласен, — Сергей Сидорович показывает раритетный документ.
Неподалеку первый журнал учета кадров, фото кадрового отдела — посреди поля за столом сидит специалист и делает записи в журнале. Первым, к слову, в 1945-м на завод был принят повар.
Двери проходной МТЗ открыты для гостей шесть дней в неделю.
Имидж дороже денег
На время пандемии МТЗ приостанавливал прием туристов, но в сентябре 2020-го двери проходной для гостей снова открылись. Сегодня это преимущественно белорусы.— На фоне пандемии соотечественники стали активнее изучать страну, искать интересные места. Так что весьма кстати промышленный туризм. Кроме того, плодотворно работаем с турфирмами — заключено с три десятка договоров. Во время учебного года, особенно на каникулах, среди экскурсантов много студентов и школьников — стараемся заинтересовать потенциальные кадры, — поясняет Сергей Сидорович.
Среди тех, кто уже побывал на предприятии с экскурсией, — ребята из Минского государственного профессионального лицея № 3 машиностроения. Мастер производственного обучения Иван Ждан в свое время сам оканчивал это заведение, в конце 1970-х распределился на МТЗ, до армии трудился на сборке заднего моста. Так что есть с чем сравнить:
— Оборудование сегодня, конечно, совсем другое. Радует, что в непростое время завод сумел перевооружиться. Нынешним работникам полегче будет. Думаю, часть наших выпускников однозначно попадет сюда — рабочие специальности востребованы на многих предприятиях.
Первокурсник Матвей Пилипейко на МТЗ бывал уже трижды — дважды самостоятельно, по разу — на «Белкоммунмаше», стеклозаводе «Неман», «Атланте». Говорит, больше всего впечатлили масштабы завода, чистота на производстве и уровень организации экскурсии.
— В 2021 году МТЗ посетило более 5,1 тысячи туристов. Мы пришли к тому, что вырученных от экскурсий средств хватает для окупаемости работы нашего центра. Но не прибыль самоцель — куда важнее имидж, — подчеркивает Сергей Сидорович. — Да и специалисты понимают: когда за тобой могут в любой момент «подсмотреть» или к тебе на участок прийти, это стимулирует соблюдать охрану труда, повышать культуру производства, ведь по работе всего нескольких человек могут судить о выстроенных процессах на всем предприятии. А гордиться нам есть чем!
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Ирина ВОРОНОВИЧ, директор Департамента по туризму Минспорта и туризма:
— Люди сегодня хотят знать и понимать многое о вещах, которые их окружают. Причем даже о самых сложных, необычных. Например, о том, как и кем создаются техника, продукты питания, украшения, посуда, одежда — так формируется лояльность к бренду, появляется эффект сопричастности к происходящему, идет продвижение компании и выпускаемой продукции, в том числе через так называемое сарафанное радио, что положительно влияет на имидж. Для подрастающего поколения поездки на такие экскурсии — хорошая возможность примерить на себя, возможно, профессию мечты, оценить условия труда, узнать о нюансах работы и перспективах. Производственный туризм не просто часть сферы гостеприимства — с помощью него мы открываем для себя белорусское достояние, то, чем гордится страна.
Вполне логично, что этот вид туризма в последние годы развился в отдельное интересное и популярное направление. А экскурсии на предприятия стали точкой притяжения гостей в регионы. На фоне этого в 2021 году мы даже подняли уровень подноминации, касающейся производственного туризма, в Республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь» до новой номинации — «Объект промышленного туризма года». За звание лучшего соревновалось 13 предприятий. Лидером стал стеклозавод «Неман». Дипломанты — Минский тракторный завод и ОАО «Туровщина». Грамоту за возрождение и сохранение историко-культурных ценностей получил музей истории слуцких поясов, грамоту за активное развитие промышленного туризма — РУП «Гранит». Спецприз за индивидуальный подход и содействие в развитии промышленного туризма вручили ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-холдинг». Последнее предприятие, к слову, ранее признавалось лидером в этой номинации. Тем, кто еще не открыл для себя промышленный туризм, я бы посоветовала обратить внимание на программы перечисленных компаний. Уверяю: впечатления гарантированы!
druk@sb.by