За пять лет на экскурсии по МТЗ побывало более 21 000 человек

Горящий тур на сборочный конвейер

Год для промышленного гиганта МТЗ начался с большого повода для гордости: с конвейера сошел четырехмиллионный трактор. Предприятие сумело не растерять потенциал в 1990-х — укрепило и нарастило позиции. Сегодня это современное, масштабное и интересное производство. Не верите? Приходите на экскурсию — вот уже шестой год такая возможность есть абсолютно у всех жителей и гостей Минска. За это время завод посетило более 21 тысячи человек. А впечатления и сувениры разъехались более чем в 70 стран мира, среди которых Россия, Эстония, Латвия, Германия, Литва. Сколько тракторов сходит с конвейера за полтора часа и может ли человек с улицы поучаствовать в сборке техники, узнавала корреспондент «Р».

Производственные экскурсии на МТЗ проводят уже шестой год.

Город в городе

— МТЗ не первое предприятие в стране, которое открыло проходную для обычных посетителей. Но мы быстро стали одним из флагманов промтуризма. К нам за опытом приезжают не только коллеги с других белорусских заводов и фабрик, но и зарубежных, — не скрывает гордости ведущий специалист по туризму музейно-промышленного центра трудовой славы ОАО «МТЗ» Сергей Сидорович. 

Сам Сергей на МТЗ уже 20 лет, начинал с должности оператора станка с ЧПУ одного из механосборочных цехов — знает предприятие изнутри. Это в свое время помогло при составлении турмаршрута. 

— В январе 2017-го мы приняли первую экскурсию — до этого готовились около полугода, разрабатывали маршрут, положение о проведении посещений. Опыт нарабатывали на ходу. Но понимали, что надо показывать производство будущим покупателям, чтобы поднять авторитет бренда. На экскурсию приглашаем детей с девяти лет и старше, взрослых, чтобы они своими глазами увидели, что предприятие наше современное, линейка продукции постоянно совершенствуется — об этом можно судить по выставке техники разных лет. По сути, даже минчане толком не знают, что находится рядом с ними. А ведь территория МТЗ — это город в городе со своими проспектами, улицами, аллеями. Здесь работает около 16 тысяч человек — как население небольшого райцентра, только разместился он на площади 150 гектаров. Все наши сотрудники заняты непростым и одновременно ответственным делом. Убедиться в этом можно, например, во время сборки трактора — туристам за доплату на экскурсии предлагаем выполнить операции на движущемся конвейере: установить рулевое колесо, выхлопную трубу, кронштейн, который держит капот. Потом гость получает сертификат за подписью директора, где указано, кто и какую модель какой мощности собрал. 

— Туристы хорошо справляются с операциями?

— В принципе, да. Уже примерно полтысячи человек попробовали себя в качестве рабочих МТЗ. Заметили: у прекрасного пола почему-то получается намного быстрее и лучше, — смеется Сергей Сидорович. 

Собеседник заверяет: волноваться за качество выполненных туристами операций не стоит. Процесс рядом контролирует опытный мастер. После него качество сборки перепроверят еще несколько раз — такова технология производства. 

В числе туруслуг значится также возможность прокатиться два круга по 2,5 километра каждый по территории завода на тракторе мощностью 350 лошадиных сил. Но самая востребованная — полуторачасовая экскурсия по предприятию. По сути, точек под крышей в ней не так уж и много — гости посещают один из механических цехов, где производятся детали, и корпус сборки тракторов, где можно посидеть в кабине только что собранной машины. Эти два объекта гармонично вплетены в экскурсию по территории с остановками возле знаковых мест. Ее порой прерывает гул техники: движение тут не менее интенсивное, чем на оживленном проспекте Минска. Проверено лично: за 1,5 часа заводчане успевают собрать девять тракторов. 

— Экскурсии мы проводим в любую погоду — зонтики для посетителей, дождевики в наличии. Для детей закупили светоотражающие жилеты. Работаем с понедельника по субботу, четырежды в день — стараемся подстроиться под туристов, — обращает внимание на клиентоориентированность Сергей Сидорович.

Коротко — об истории

При наличии времени у экскурсантов их приглашают еще и в музей предприятия, на входе в который большой выбор сувенирной продукции, от сборных мини-тракторов до наборов для саун. Пребывание в музее выделено в отдельную туруслугу — от посещения завода можно отказаться. Но гости все равно смогут заочно побывать в цехах — на большой монитор выведена картинка из разных подразделений. 

Чем еще удивляет музей? Здесь собрано немало раритетов, редких снимков, за каждым из которых — любопытные истории. 

— Вообще же первый музей появился в 1970-х годах. Это была комната трудовой славы в Доме культуры нашего завода, расположенного через дорогу. В 2016-м приняли решение о возобновлении деятельности музея на территории МТЗ. Открыли его на месте заводской прачечной, экспозицию расширили, добавили немало эксклюзивных предметов. Например, в прошлом году предприятие запросило постановление Совмина СССР о создании завода в госархиве России. До этого у нас были только выписки из документа. Прислали файлы в pdf-формате, смотрим — а подписи Сталина нет, только фамилия его подчеркнута. Позвонили в архив. Оказывается, Сталин такие документы не подписывал, только ставил черту под своей фамилией, мол, согласен, — Сергей Сидорович показывает раритетный документ. 

Неподалеку первый журнал учета кадров, фото кадрового отдела — посреди поля за столом сидит специалист и делает записи в журнале. Первым, к слову, в 1945-м на завод был принят повар.

Двери проходной МТЗ открыты для гостей шесть дней в неделю.

Имидж дороже денег

На время пандемии МТЗ приостанавливал прием туристов, но в сентябре 2020-го двери проходной для гостей снова открылись. Сегодня это преимущественно белорусы.

— На фоне пандемии со­отечественники стали активнее изучать страну, искать интересные места. Так что весьма кстати промышленный туризм. Кроме того, плодотворно работаем с турфирмами — заключено с три десятка договоров. Во время учебного года, особенно на каникулах, среди экскурсантов много студентов и школьников — стараемся заинтересовать потенциальные кадры, — поясняет Сергей Сидорович. 

Среди тех, кто уже побывал на предприятии с экскурсией, — ребята из Минского государственного профессионального лицея № 3 машиностроения. Мастер производственного обучения Иван Ждан в свое время сам оканчивал это заведение, в конце 1970-х распределился на МТЗ, до армии трудился на сборке заднего моста. Так что есть с чем сравнить:

— Оборудование сегодня, конечно, совсем другое. Радует, что в непростое время завод сумел перевооружиться. Нынешним работникам полегче будет. Думаю, часть наших выпускников однозначно попадет сюда — рабочие специальности востребованы на многих предприятиях. 

Первокурсник Матвей Пилипейко на МТЗ бывал уже трижды — дважды самостоятельно, по разу — на «Белкоммунмаше», стеклозаводе «Неман», «Атланте». Говорит, больше всего впечатлили масштабы завода, чистота на производстве и уровень организации экскурсии. 

— В 2021 году МТЗ посетило более 5,1 тысячи туристов. Мы пришли к тому, что вырученных от экскурсий средств хватает для окупаемости работы нашего центра. Но не прибыль самоцель — куда важнее имидж, — подчеркивает Сергей Сидорович. — Да и специалисты понимают: когда за тобой могут в любой момент «подсмотреть» или к тебе на участок прий­ти, это стимулирует соблюдать охрану труда, повышать культуру производства, ведь по работе всего нескольких человек могут судить о выстроенных процессах на всем предприятии. А гордиться нам есть чем!

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Ирина ВОРОНОВИЧ, директор Департамента по туризму Минспорта и туризма:

— Люди сегодня хотят знать и понимать многое о вещах, которые их окружают. Причем даже о самых сложных, необычных. Например, о том, как и кем создаются техника, продукты питания, украшения, посуда, одежда — так формируется лояльность к бренду, появляется эффект сопричастности к происходящему, идет продвижение компании и выпускаемой продукции, в том числе через так называемое сарафанное радио, что положительно влияет на имидж. Для подрастающего поколения поездки на такие экскурсии — хорошая возможность примерить на себя, возможно, профессию мечты, оценить условия труда, узнать о нюансах работы и перспективах. Производственный туризм не просто часть сферы гостеприимства — с помощью него мы открываем для себя белорусское достояние, то, чем гордится страна. 

Вполне логично, что этот вид туризма в последние годы развился в отдельное интересное и популярное направление. А экскурсии на предприятия стали точкой притяжения гостей в регионы. На фоне этого в 2021 году мы даже подняли уровень подноминации, касающейся производственного туризма, в Республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь» до новой номинации — «Объект промышленного туризма года». За звание лучшего соревновалось 13 предприятий. Лидером стал стеклозавод «Неман». Дипломанты — Минский тракторный завод и ОАО «Туровщина». Грамоту за возрождение и сохранение историко-культурных ценностей получил музей истории слуцких поясов, грамоту за активное развитие промышленного туризма — РУП «Гранит». Спецприз за индивидуальный подход и содействие в развитии промышленного туризма вручили ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-холдинг». Последнее предприятие, к слову, ранее признавалось лидером в этой номинации. Тем, кто еще не открыл для себя промышленный туризм, я бы посоветовала обратить внимание на программы перечисленных компаний. Уверяю: впечатления гарантированы! 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter