Фильмом на все времена, для разных поколений и для разной аудитории можно считать и наш «Город мастеров», которому вот уже 50 лет, а взгляд и душу отвести невозможно. Не случайно он признан одной из лучших детских картин за последние сто лет. Правда, в той же степени его можно назвать и фильмом для взрослых. Как в детстве было смотреть — одно удовольствие, так и сейчас. Только смыслов открывается больше. Раньше это был просто сказочный сюжет, трогающий своей волшебной простотой и очевидностью победы добра над злом. Так хотелось быть в дружной компании умелых гончаров, сильных кузнецов, изысканных златошвеек в том мирном городе, где если и говорили «слава!», то только тем, кто трудился на славу. А потом быть с теми, кто защищал свой город от нашествия мрачного герцога де Маликорна, радоваться победе над врагами, танцевать на свадьбе очаровательной Вероники и Караколя и верить, что так будет всегда: после страха и мрака — счастье и благоденствие. Столь же очевиден и приемлем был нравственный посыл: красота и любовь спасут мир.
Сегодня за привлекательной сказочностью «Города мастеров» уже видятся «взрослые» и злободневные смыслы: разорение и мрак, которые несет война; чувство своего дома; сила братства; верность любви и способность защитить ближнего. Фильм так же, как и прежде, покоряет своим озорством, выдумкой, молодостью. Энергия молодежного, по–настоящему творческого братства бьет из каждого кадра. Кто–то из великих простенько заметил: «Произведение талантливо тогда, когда его создают талантливые люди». На создание этого киношедевра собрался свой город мастеров: режиссер–постановщик Владимир Бычков, один из лучших в белорусском кино; второй режиссер Николай Калинин — будущий постановщик не менее знаменитых «Кортика» и «Бронзовой птицы»; автор сценария — известный драматург Николай Эрдман, соавтор искрометных александровских комедий «Веселые ребята», «Волга–Волга»; художник–постановщик Александр Бойм, известный соавтор таких культовых советских фильмов, как «Дворянское гнездо», «Король–олень», «Осень»; один из операторов–постановщиков — гениальный Александр Княжинский, будущий соавтор А.Тарковского, А.Смирнова, Н.Губенко; композитор — эпатажный и яркий Олег Каравайчук, о котором современники скажут: «Человек–миф, полностью растворившийся в своей музыке». Не говоря уже об актерах, из которых что ни персона, то либо великий опыт, либо великое открытие. В титрах картины стоит имя известного уже на всю страну Зиновия Гердта, снявшегося в маленькой, абсолютно бессловесной роли художника, а еще написавшего стихи к фильму.
50 лет — как испытательный срок. «Город мастеров» живет. Несмотря на заметную патину времени, и сейчас смотрится как музыкальная шкатулка из детства, как расцвеченный дивными узорами гобелен из другой эпохи, как обворожительный театр теней из сказочного далека. Да и название давно стало брендом, символом как трудолюбия и мастерства, так и душевной общности. Из последних событий, объединивших людей в единое пространство сердечной радости, — минский проект «Классика у Ратуши». Танцующие под музыку Огиньского под безмятежным августовским небом у стен виленского барокко дамы и кавалеры в нарядах времен барокко и ампира — ну чем не ностальгическое эхо того самого «Города мастеров»?
lpsm3163@mail.ru
Советская Белоруссия № 148 (24778). Четверг, 6 августа 2015
Советская Белоруссия № 148 (24778). Четверг, 6 августа 2015